Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

История государства и права античного мира. Древняя Греция. Образование Афинского государства

Афины представляют самую чистую, наиболее классическую форму образования государства. Здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых антагонизмов, развивающихся внутри самого родового общества, т.е. без всякого вмешательства внешнего и внутреннего насилия. Город Афины вырос на юге Балканского полуострова, в Аттике, малоплодородной долине, которую во время великого переселения народов заняли ионические племена. Одному легендарному герою Тезею удалось объединить несколько племенных поселений с центром в Афинах, где и образовалось центральное правление. Весь народ был разделен на три сословия, независимо от принадлежности к тому или иному роду, фратрии и филе: на благородных (эвпатри-дов) - родовую знать, геоморов или земледельцев, и демиургов или ремесленников. Замещение всех должностей было только из эв-патридов.

Развитие ремесла, торговли, дальнейшее разделение труда привело к тому, что люди родов, фратрий и фил перемешались, родоплеменные структуры им стали тесны.

Сельская община, столь крепко организованная и сохранившаяся в течение многих веков в Вавилоне, Египте и всех государствах восточной деспотии, весьма быстро разложилась в Аттике. Здесь не было нужды в ирригации. На смену коллективной собственности на землю приходит собственность частная.

Со временем должность базилевса ликвидируется. Этот пережиток родоплеменного строя становится нежелательным для новой аристократии. Наряду с должностью базилевса появляется новая должность - архонта. Сначала он избирался пожизненно. Однако афиняне не желали концентрации власти в одних руках и стали избирать его на 10 лет, а с 683 г. до н.э. избирается 9 архонтов. Первый стоял во главе коллегии архонтов и занимался внутренним управлением и у него были судебные полномочия по семейным делам. Базилевс стал вторым архонтом, он отправлял жреческие функции, а также отправлял суд по религиозным делам. К третьему архонту- полемарху отошло военное командование. Остальные шесть членов - фесмофеты - выполняли судебные функции.

Ареопаг состоял из представителей наиболее знатных и богатых семей и постепенно он вытеснил совет старейшин. Отслужившие свой срок архонты пополняли ареопаг, который в свою очередь избирал архонтов. Реальная власть, таким образом, оказалась в руках эвпатридов.

Для защиты побережья и морской торговли страна разбита на несколько территориальных округов (наукрарии), и каждый округ должен был снарядить один корабль для флота. И с этого времени население стало делиться не столько по племенам, сколько по территориям.

В 621 г. до н.э. в Афинах появились первые писаные законы Драконта. Их издание было результатом острой борьбы народа (демоса) против родовой знати. В основу законов легли обычаи племен. Они отличались большой суровостью и ревностно защищали частную собственность.

Реформы Солона. В Афинах весьма рано достигли относительно высокого уровня производство и товаро-денежные отношения. Это объясняется высоким уровнем развития производительных сил, который был достигнут на берегах Средиземноморья к VIII—VI вв. до н.э. Здесь сказала свое слово и природа Аттики, где мало плодородной земли, но зато благоприятное местоположение для торговли, прежде всего внешней. Эгейское море усеяно небольшими островами, и мореходы могли спокойно добираться от одного острова до другого или держать их в качестве ориентира при плавании.

В Афинах образовалось большая прослойка торговцев и ремесленников, интересы которых во многих отношениях совпадали с интересами крестьян. «Демос», что значит «народ», состоявший из крестьян, ремесленников, торговцев, моряков и т.п., находился в постоянной борьбе с родовой аристократией. В обществе происходит рост богатства у одних и обнищание других. Задолженность мелких земледельцев стала массовым явлением. Поля пестрели закладными камнями. Большинство крестьян превратилось в шестидольников, обязанных 5/6 урожая отдавать собственнику арендуемой ими земли. Бедняки, лишенные возможности выплатить свой долг, вынуждены отдавать свой земельный участок кредитору за долги. За долги эвпатриды брали самого должника или члена его семьи, продавали их на чужбину или оставляли работать на себя. Разорение крестьянства и всеобщая задолженность бедноты привели к открытому выступлению против родовой аристократии.

В городе торговые и ремесленные круги также стремились оттеснить от власти родовую знать. Борьба демоса выдвинула на политическую арену Салона, который в 594 г до н.э. был избран архонтом и наделен чрезвычайными полномочиями. Он получил право «отменять или сохранять существующее и вводить новое». Городской демос видел в Салоне своего вождя и защитника от эвпатридов.

Свою реформу Салон начал с введения закона, отменившего все долги шестидольников. Этот закон не разрешал в дальнейшем обращать в рабство крестьянина или членов его семьи за долги. Так было уничтожено долговое рабство.

Отмена долговых обязательств по-гречески называлась си-сахфия - стряхивание бремени. Заложенные крестьянами участки земли были возвращены их владельцам. Залоговые камни, лежавшие на участках, велено сбросить, а проданных за неуплату долга афинян выкупить за счет государства и вернуть семьям.

Возвращая шестидольникам землю, отнятую у них эвпатри-дами, Салон не увеличил их наделы за счет земель крупных землевладельцев. И в этом проявилась его политика компромисса. Положение крестьян улучшилось, но они не были избавлены от дальнейшей нищеты. Он лишь на время притупил социальную напряженность в обществе. Салон не думал об отмене рабства. Он и сам был крупным рабовладельцем.

Законы Солона установили и новое государственное устройство в Афинах. Все граждане были разделены на четыре разряда в зависимости от получаемого дохода. А доходы в Аттике измерялись медимнами - мерой сыпучих (зерно) и жидких (вино, оливковое масло) тел, т.к. деньги еще не получили распространения. Один медимн равнялся 52 литрам.

Люди, получавшие доход, превышающий 500 медимнов, зачислялись в первый разряд и назывались пятисотмерниками, получавшие 300 мер дохода относились ко второму разряду и назывались всадниками, те, чей доход был до 200 медимнов назывались зевгитами, и, наконец, к четвертому разряду относились все остальные граждане, которые назывались фетами.

Замещение всех руководящих должностей должно было производиться из представителей первых двух разрядов, а должности архонтов и казначея Афин могли занимать только те, кто принадлежал к первому разряду. Следует отметить, что все должности в Афинах в тот период были безвозмездными и, следовательно, они Занимались людьми богатыми. Так в Афинах стало править не родство, а богатство. Если зевгиты могли еще надеяться на получение какой-либо незначительной должности, то фетам это было прямо запрещено. Исключенные из сферы управления феты не были лишены возможности участвовать наряду со всеми другими разрядами в народном собрании и суде присяжных.

В результате реформы Солона войско в Афинах теперь стало строиться не по родам, фратриям и филам, как было раньше, а по имущественному признаку. Граждане первых двух разрядов стали служить в коннице, зевгиты составляли тяжеловооруженную пехоту, а феты - подразделения легковооруженных воинов и команды военных кораблей.

Деление граждан по имущественному цензу нанесло удар по родоплеменным традициям, которые еще были сильны. В основу деления граждан была положена частная собственность. Знатность происхождения уже не играла серьезной роли.

Солон создал новый государственный орган - Совет четырехсот. Он ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждой филы (а их было четыре). Это была уступка родовой знати, одно из проявлений компромисного характера всех реформ Солона, т.к. филы представляли собой четыре ионических племени. Он сохранил также ареопаг - оплот родовой аристократии. За ним оставлено право надзора за соблюдением законов и контроль за деятельностью народного собрания. Совет 400 и ареопаг, по словам Солона, должны были выполнять роль двух якорей, предохраняющих государственный корабль от последствий бурь путем сдержек и противовесов.

Совет 400 избирался филами, т.е. старыми ионическими племенами. Этих племен было четыре и каждое из них посылало в Совет по 100 человек.

Солон создал еще суд присяжных - гелиэю, который помимо обширной судейской власти приобретет позднее большое политическое значение как орган законодательной власти и контролирующий избрание должностных лиц. В состав членов этого суда были допущены граждане всех четырех разрядов. Гелиэя была создана как противовес народному собранию с ее широким составом участников (6 000 человек), а также ареопагу, продолжавшему оставаться оплотом аристократии. Гелиэе принадлежало право утверждения и отмены законов, принятых народным собранием., За ней оставалось последнее слово - быть или не быть закону.

В основе реформы Солона лежала политика компромисса -«золотой середины» для «благородных» и «худых». При всем стремлении реформатора «не раскачивать корабль» нововведения подорвали господство родовой аристократии и усилили политическое значение демоса.

Солон не удовлетворил ни аристократию, ни демос. Крестьяне выступали за передел земли и расширения своих наделов (клеров) за счет земель эвпатридов. Солон ограничился лишь ликвидацией долгов и долговой кабалы. В перспективе малоземельного крестьянина ждала такая же участь. Салон укрепил республиканский образ правления, но оставил нетронутым ареопаг и старые четыре филы, где родовая знать еще сохраняла свой вес и могла влиять на выбор своих представителей в Совет 400.

Реформированное Солоном афинское общество не успокоилось. Борьба между демосом и эвпатридами продолжалась. Опираясь на вооруженную силу и, пользуясь поддержкой крестьян, представитель богатого рода Писистрат захватил государственную власть и стал единоличным правителем в Афинах - тираном.

Правление Писистрата и его сыновей продолжалось с 560 по 527 гг. до н.э. Все ранее существующие учреждения были сохранены: выбирались архонты, собирался ареопаг и народное собрание. Тираны заботились лишь о том, чтобы на всех должностях в государстве были их люди. Они смягчили налоги крестьян, ввели разъездные суды. При содействии спартанского царя афинянам удалось изгнать последнего писистратида Гиппия и положить конец тирании. Власть была передана Клисфену.

Реформа Клисфена 509 г. до н.э. окончательно ликвидировала остатки родового строя. Клисфен ввел территориальное деление населения и уничтожил политическое значение старых четырех фил.

Все население было разделено на 10 территориальных фил. В основу деления было положено постоянное местожительство граждан. Образовано 30 тритий (округ) из них 10- в Афинах; 10 — в пригороде; 10 — в прибрежной полосе. В филу входила трития от города, трития от окрестной территории и трития от побережной полосы. Таким образом, в каждой филе 2/3 оказывались за городским населением и населением, тяготевшим к городу (горожане, рыбаки, торговцы) и только Уз- за населением сельским. Большинство в каждой филе оказалось за городским населением в ущерб деревне, где влияние родовой знати было всего сильней.

Тритии делились на демы. Всего было 100 демов по 10 в каждой филе. Дем был одновременно и хозяйственной, и административной, и рекрутской единицей. С демом человек был связан со дня своего рождения. В 18 лет он заносился демархом (старостой) в списки гражданские и военные. С 20 лет афинянин получал гражданские права. По реформе Клисфена права гражданские определялись принадлежностью не к роду, а к дему.

Совет 400 был заменен Советом 500, состоявший из представителей 10 территориальных фил, избранных по 50 от каждой филы, т.е. по 5 представителей от каждого дема. Совершенно ликвидировав значение родоплеменного деления, реформа Клисфена (многие ее называют революцией) завершила процесс образования Афинского государства.

Реформа не затронула ареопаг - оплот консервативных элементов. Вскоре коллегия архонтов утратила свое прежнее значение вследствие образования коллегии 10 стратегов (см. ниже).

Клисфен знаменит еще и тем, что он ввел остракизм (суд черепков). После изгнания тирана Гиппия Клисфен прежде всего хотел обезопасить государство от новых попыток захватить власть. На одном народном собрании ставился вопрос: Есть ли в Афинах кто-либо из граждан, стремящихся к тирании? Достаточно было кому-либо дать утвердительный ответ и собрание распускалось и собиралось вновь через две недели. Каждый получал глиняный черепок и писал на нем имя человека, которого считал опасным для демократии. Черепки подсчитывались, и если одно и тоже имя написали более половины присутствовавших (число участников собрания должно было быть не менее 6 000), то человек считался осужденным и должен был отправиться в изгнание на 10 лет. Бывало и такое, что изгнанию подвергался человек по ложному обвинению или недомыслию.

В первой половине V в. до н.э. всей Элладе пришлось выдержать несколько вторжений могущественной Персии. Кровопролитные войны на суше и на море закончились поражением Персии. Последствием греко-персидских войн было возвышение Афин, сыгравших самую решающую роль в победе над персами. Афины стали во главе образовавшегося во время войны морского союза греческих государств. Защита всех членов союза была поручена Афинам, а другие государства Балканского полуострова стали ограничиваться уплатой денежных взносов. Афинский морской союз был не чем иным как господством Афин над всеми союзными греческими городами-полисами.

Как результатом победы над Персией стала демократизация государственного строя в Афинах в V в. до н.э. Демос, спасший отечество, претендовал на большее участие в политических делах. Архонты стали избираться посредством жребия, а право быть избранным в архонты наряду с гражданами первого класса получили также и всадники.

Реформы Эфиальта и Перикла значительно расширили права афинских граждан в управлении государством. После многочисленных попыток Эфиальту удалось в 462 г. до н.э. принять закон, по которому у ареопага отнималось право veto на постановления народного собрания, и оно было передано гелиэе. Сокращена и судебная компетенция ареопага - оставлены лишь дела по обвинению в убийстве и религиозные дела. При Перикле была введена плата за исполнение должностей, что дало возможность малообеспеченным гражданам занимать государственные должности. Значительно повысилась роль народного собрания.