Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

История государства и права античного мира. Древняя Греция. Гомеровская Греция

Древние греки населяли южную часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Многочисленные поселения греков были разбросаны по берегам Средиземноморского бассейна. Рабовладельческие государства здесь образовывались как города - государства (полисы). Они состояли из нескольких сельских поселений, объединившихся вокруг одного городского центра. Небольшие государства возникли на базе бывших родоплеменных общин.

Образованию небольших полисов способствовала и сама природа Греции. Весь Балканский полуостров был разрезан труднопроходимыми горными хребтами. Узкий Коринфский перешеек отделял одну часть полуострова от другой.

Греческие колонии раскинулись далеко на запад и восток. На западе они были расположены по берегам Италии, островах Сицилия и Корсика, южных берегах Франции и Испании. На востоке греческая колонизация захватила северные берега Черного моря (Понта Эвксинского). Здесь выросли греческие полисы: Ольвия, Танаис, Херсонес, Горгиппия и др. Государственный строй как в городах метрополии, так и в колониях был различен.

В процессе разложения родового строя власть оказывалась в руках зажиточных торговых и промышленных слоев городского населения. Здесь создавалась демократическая форма правления с ее народными собраниями, выборными органами власти. А в ряде городов-государств власть попадала в руки единоличных правителей. Там же, где власть удерживалась родовой знатью, складывались аристократические республики. От аристократии отличали олигархию, где власть закреплялась за представителями богатых граждан.

На страницах данного учебника будет рассмотрен древнейший период в истории Греции (гомеровской Греции) и два государства: Афины и Спарта, как наиболее могущественные из греческих городов-государств, оказавших большое влияние на судьбы других греческих полисов. Афины представляли собой образец рабовладельческой демократии, а Спарта- образец рабовладельческой аристократии. Первое - наиболее развитое государство, второе - одно из наиболее отсталых.

Ничто так ярко и образно не раскрывает нам о жизни, борьбе, культуре народа, разложении его родоплеменных отношений как знаменитые поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея». По преданию они принадлежат древнегреческому слепому поэту-сказителю. Поэмы состоят из песен, каждую из которых можно воспринимать как самостоятельный рассказ о том или ином событии. «Иллиада» повествует о войне ахейцев (так называли себя греки) с троянцами. Поэма «Одиссея» представляет нам картины мирной жизни греческих племен, еще не знавших государства.

Долгое время события, описываемые в поэмах считались вымыслом, красивыми легендами, не имевшими под собой никакой реальности. И только после находки Генрихом Шлиманом Трои, то что считалось фантазией поэта, оказалось на самом деле действительностью. Ему удалось найти и сокровища троянского царя Приама. Золотой клад одного из самых могущественных царей седой древности, окропленный кровью и слезами, пролежавший под руинами сожженной греками Трои более 3 тысяч лет, появился на свет нового дня. События, описанные в поэмах, относятся к концу II - началу I тысячелетия до н. э.

Гомеровская Греция представляла собой общество на стадии разложения первобытнообщинного строя. Все население делилось народы (генос), союзы родов (фратрии) и племена (филы). Каждый человек принадлежал к какому-либо роду. Изгнанный из рода человек не мог рассчитывать на защиту со стороны общества.

Фактическое руководство обществом находилось в руках родовой аристократии, которая имеет в своей собственности и большие земельные наделы, отрезанные от общинного земельного фонда. Старейшины родов, фратрий и фил получают наилучшую и наибольшую часть военной добычи. На них работают десятки рабов. Скот был мерилом ценности: быками рассчитывались за товар, платили выкуп за невесту и др.

Здесь на Балканском полуострове плодородной земли мало, нужда в орошении отсутствовала. Начинало развиваться ремесло. Природа наградила греков прекрасной глиной, медью, оливковыми рощами. В гомеровских поэмах упоминаются кузнецы, гончары, кожевники, добытчики оливкового масла. Появились рабы. У царей-базилевсов и знатных людей в домах были десятки рабов. Богатство скапливается у родоплеменной знати, промышленников и торговцев. Кто богат, тот «лучший», «благородный», «доблестный». Бедняки же у Гомера именуются людьми «худыми», «дурными», «жалкими». Все больше появляется людей, лишенных своего земельного надела (клера).

В гомеровской Греции, идет процесс разложения первобытнообщинного строя. Однако продолжает существовать большая патриархальная семья. Но все чаще можно было встретить семью моногамную, состоящую из мужа, жены, их детей.

Понятие «права» греки еще не знают. Греки руководствуются обычаями, справедливостью в их понимании. В полной мере сохраняется обычай кровной мести. Споры разбираются вождем племени - базилевсом.

Особые социальные группы (общинники, аристократы, рабы) еще не сложились в определенные классы. Нет еще и государства. Власть осуществляется советами старейшин, народными собраниями, базилевсами - племенными вождями.

Совет старейшин (булэ) являлся постоянным органом власти в данном племени или союзе племен, и состоял он из старейшин родов. Совет вступал в переговоры с другими племенами, участвовал в суде. Совет старейшин у Гомера уже не совет стариков, каким он был раньше в условиях первобытного общества, а совет наиболее видных и богатых представителей родовой знати.

Народное собрание (агора) собиралось для решения важнейших вопросов. Его участниками были вооруженные лица мужско-г го пола, достигшие совершеннолетия. Основную роль в собрании играли знатные мужи, хотя каждый мог высказаться. Голосование в собрании не проводилось, все решения принимались криком. При таких условиях старейшины и базилевсы могли принять любое нужное для них решение.

Базилевс, как родоплеменной вождь, не имел неограниченной власти. Он был военноначальником племени, верховным судьей и верховным жрецом. Он был первым среди равных, т.к. власть его носила отеческий характер. Должность базилевса была выборной. Однако при ее замещении предпочтение стали отдавать сыну умершего базилевса, что привело к наследственному ее замещению. На войне власть царя-базилевса была шире. Ему принадлежало право жизни или смерти над каждым воином. На войне он получал значительную часть добычи.

Говоря словами Ф. Энгельса, «мы видим, таким образом, в греческом строе героической эпохи еще в полной силе древнюю родовую организацию, но вместе с тем, уже и начало подрыву ее». Развивается рабство, войны превращаются в постоянное средство грабежа. Греческое общество представляет собой в описываемое время военную демократию. Она подготовила образование государства как учреждения, призванного закрепить имущественное неравенство и право одних эксплуатировать других.