Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

История государства и права стран Древнего Востока. Древний Китай. Право Древнего Китая

Древнекитайское право выражало интересы господствующих слоев, что обеспечивало возможность эксплуатации рабов, крестьян-общинников и ремесленников. Нормами права закреплялись особые льготы и привилегии для рабовладельческой знати. В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа.

I этап (XIV-VI вв. до н.э.). В рассматриваемый период главенствующую роль в регулировании общественных отношений играли обычаи (ли). Правовые нормы еще не выделялись из общего массива религиозно-этических норм. В VI в. до н.э. возникло конфуцианство. В нем правовым нормам (фа) отводилась второстепенная роль по сравнению с нормами морали (ли). Средством поддержания общественного порядка у конфуцианцев является не закон, а моральные нормы.

II этап (V-I1I вв. до н.э.). Произошло оживление законотворческой деятельности. Усилилась роль права. На политическую арену в противовес конфуцианству, делавшему упор на патриархальные традиции и исконные обычаи, выступила школа легистов (фацзя). Они особо подчеркивали важную роль государственных законов. Представители школы фацзя требовали установления закона, обязательного для всех. В III в. до н.э. легизм в его крайней форме стал официальной идеологией империи Цинь. Учёные-конфуцианцы подвергались гонениям, многие были физически уничтожены. Философские книги сжигались.

Ш этап (III в. до н.э. - III в. н.э.). Произошло слияние легизма и конфуцианства. Появилось новое учение - ортодоксальное ханьское конфуцианство. Оно не отвергало закона и предполагало взаимодействие строгости и снисхождения. Произошло слияние морально-правовых норм с запретительными нормами, нарушение которых влекло кару (фа). Нормы конфуцианской морали отныне должны были насаждаться силой, карой закона. Отсюда формула - «там, где недостает «ли», следует применить «фа».

Источники права. К источникам права Древнего Китая следует отнести правовые обычаи, законы, установления императоров, распоряжения высших сановников, судебную практику.

До нашего времени подлинные тексты законов Древнего Китая дошли в неполном объеме. Первые писаные законы и даже сборники законов появились в эпоху Шан-Инь. В X в. до н.э. правитель династии Чжоу - My Ван (947-928 гг. до н.э.) составил уголовный кодекс, он насчитывал около 3000 статей. Кодекс являлся записью отдельных судебных решений и закреплял прежде всего нормы обычного права.

В царстве Вэй сановник Ли Куй (424-387 гг. до н. э.) составил достаточно полное собрание законов всех царств. Кодификация получила название Фацзин («Книга законов»). В структурном плане «Книга законов» состояла из 6 глав: Законы о ворах, Законы о разбойниках, Законы об аресте, Законы о поимке преступников, Законы разные, Законы об определении наказания. Следует отметить несовершенство кодификационной техники и противоречивость в систематизации материала. Тем не менее, уголовно-процессуальное уложение Ли Куя явилось основой дальнейших работ по систематизации китайского права. Опыт Ли Куя был воспринят и развит сановником Шан Яном из царства Цинь. Была сохранена прежняя система распределения правового материала.

К III в. до н.э. в отдельных царствах появляются сборники законов, закреплявших рабовладельческие отношения. При объединении страны под властью Цинь правовые различия территорий были ликвидированы.

Вещное право. В рабовладельческом Китае длительное время собственником земли являлась община. С течением времени концентрация управленческих функций в руках вана и аристократии привела к появлению «азиатского способа производства», основанного на государственной собственности на землю. Общины и должностные лица объявлялись владельцами и пользователями земель, но не получили возможности ими распоряжаться. Ван мог в любой момент изъять землю у одного пользователя и передать ее другому.

В эпоху распада единого Китая (VII-V вв. до н.э.) на отдельные царства право верховной собственности на землю фактически переходит из рук чжоуского вана в руки различных правителей, которые приобрели возможность наделять землей своих приближенных. Подданные получили лишь право «кормления» со своих земельных владений. Без санкции правителя такие владения нельзя было отчуждать.

В период Чжоу происходил процесс превращения владений в частную земельную собственность, о чем свидетельствуют разнообразные операции с землей (аренда, залог, купля-продажа, мена).

В царстве Цинь частнособственническое землевладение устанавливается к IV в. до н.э. С возрастанием роли военачальников и гражданских чиновников, купцов и торговцев начинается процесс концентрации земель в их руках. Сосредоточение земель происходило за счет императорских пожалований, скупки и захвата общинных земель, исполнения залоговых договоров.

Обязательственное право. Наиболее ранней формой договорных отношений был договор мены. Данная сделка являлась двусторонней. Она возникала по поводу эквивалентного обмена вещей. Что касается договоров купли-продажи, то их заключение государство поставило под свой контроль. В IV—III вв. до н. э. особый чиновник регистрировал данную категорию сделок. Например, договор купли-продажи рабов оформлялся посредством письменного документа- даньшу («красный документ»). Даньшу регистрировался государственным чиновником и хранился у хозяина раба.

Контракт оформлялся в письменной и устной форме при наличии свидетелей. При заключении контракта о купле-продажи земли необходимо было присутствие представителей общины. Их имена вносились в купчую. При заключении сделки уплачивалась государственная пошлина. Договор заключался по поводу вещей, не изъятых из оборота, как движимых, так и недвижимых.

В эпоху позднего Чжоу широкое распространение получает договор займа. Непосредственно с договором займа развиваются залоговые, ростовщические, кабальные отношения. Договор займа оформлялся долговой распиской, объектом договора могли быть деньги, зерно, иные потребляемые и не потребляемые вещи. Известны были отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Невозможность уплатить кредитору порождала у должника обязанность закладывать или продавать земельный участок, продавать в рабство членов своей семьи, а часто и самого себя. В Китае протекало формирование слоя рантье, живущих на проценты от кредитных операций. Ростовщиками часто становились купцы, торговцы, а также крупные государственные чиновники. Они обогащались за счет взимания процентов по займу от 5 до 20% в год.

В период правления династии Цинь нужда заставляла глав семей отдавать в залог своих подраставших сыновей. «Заложники» использовались на любых работах. В течение 3 лет их можно было выкупить. По истечении этого срока заложник обращался в раба. Кредитор имел право усыновить долгового раба или женить на своей дочери. После заключения брака «заложник» назывался чжуйсюй, т.е. «заложенный зять».

Договор найма в Китае был представлен двумя видами: найм земли (аренда) и найм рабочей силы (личный найм).

Во времена Цинь собственник в качестве арендной платы получал 50% урожая. Кроме этого, арендатор платил государственные налоги, выполнял разнообразные повинности (военную, строительную, гужевую).

Разорение крестьян-общинников и ремесленников приводило к необходимости продажи своей рабочей силы третьим лицам на определенный срок за вознаграждение. Труд наемных работников применялся в сельском хозяйстве, торговле, ремесле, на строительстве и ремонте различных сооружений. Вознаграждение за труд выдавалось в денежной или натуральной форме (зерно, овощи, материя).

Брачно-семейное право. В эпоху Шан-Инь сохранялись элементы матриархата, допускались браки между родственниками, совершались богатые и торжественные жертвоприношения в честь предков-мужчин и предков-женщин. В государстве Чжоу утверждается патриархальная семья с господством мужа над женой и детьми, рабами и слугами. Способом заключения брака являлся религиозный обряд с соблюдением ритуала сватовства. Условием вступления в брачные отношения признавались согласие между родителями жениха и невесты, достижение брачного возраста (мужчиной 16-30 лет, женщиной 14-20 лет), отсутствие принадлежности к одному роду. Препятствием к заключению брака были ношение траура по мужу или родственникам, совершение преступления, разное сословное состояние. Развод инициировался мужем или членами патриархальной семьи. Основания для развода считались достаточными, если муж утверждал, что жена непочтительна к старшим родственникам мужа, распутна, бесплодна, тяжело больна, болтлива, завистлива, тайно и корыстно распоряжается семейным имуществом.

В богатых домах широкое распространение получило многоженство и гаремы с наложницами-рабынями. Специфической формой брака выступали отношения, при которых мужчина женился одновременно на нескольких женщинах-сестрах. Главной женой становилась старшая сестра. Остальные женщины объявлялись младшими женами или наложницами. Главная жена занимала привилегированное положение, распоряжалась женской половиной дома, ее должны были почитать и слушаться все младшие жены и наложницы мужа. В то же время среди простолюдинов очень часто мужчины и женщины оказывались без семьи.

После заключения брака женщина теряла связь со своей прежней семьей. Власть мужа над ней и ее детьми была безгранична. Жена не имела собственности, не могла совершать сделки, выступать в суде. Приданым и всем семейным имуществом управлял муж. Жена должна была пребывать до конца своей жизни в затворничестве, находясь в особой половине дома. Она считалась большой грешницей, если покидала дом мужа. В одном трактате говорилось, что «если женщина не умерла в своей комнате, то табличку ее духа не следует помещать рядом с табличкой ее мужа». Глава семьи нес ответственность за проступки членов своей семьи. Он имел право наказывать подвластных. Допускалось нанесение побоев вплоть до смерти младшим сыновьям, невесткам, внукам. Как правило, отец не наказывался в уголовном порядке за эти «воспитательные» меры. Домовладыка имел право отдавать членов семьи в долговую кабалу, за исключением старшего сына.

Наследственное право. На наиболее ранних стадиях развития китайского общества наследником семейного достояния являлся младший брат умершего. В период Шан-Инь наследственные правоотношения изменяются. Постепенно утверждается порядок, при котором имущество отца наследовал его старший сын от первой жены. При отсутствии сыновей к наследованию призывались другие родственники мужа. Этот порядок был официально признан в период Чжоу. Кроме того, при отсутствии сыновей и родственников к наследованию призывалась вдова умершего. У чжоуских аристократов дети законных жен наследовали власть отца, а дети наложниц не имели такого права.

Преступления и наказания. На становление и развитие уголовного права оказала влияние идеология конфуцианской и леги-стской школ. Понятие преступления связывалось с проявлением преступной воли человека, его низости. Мера виновности и тяжесть наказания определялась характером духовного состояния виновного. Выделялись следующие виды преступлений: предумышленные и преднамеренные; преступления, совершенные с умыслом и без умысла; преступления, совершенные по ошибке. Формировалась концепция о стадиях преступления: покушение или оконченное преступление. Китайские правоведы различали организатора преступления и его соучастников. В уголовном праве смягчающие и отягчающие вину обстоятельства определялись конфуцианским учением, требовавшим оказывать почтение престарелым, проявлять сострадание к детям, беременным женщинам и т.д.

Преступления. В период династии Шан-Инь классифицировалось 10 видов преступлений: пристрастие к играм и пению, пьянство, корыстолюбие, распутство, разгул, охота, пренебрежение к указаниям императора, сопротивление откровенным и искренним советам, чурание людей добродетельных и опытных, сближение с людьми безнравственными и неопытными.

В период правления династии Цинь устанавливается четкая классификация преступлений. К государственным преступлениям относились заговор против вана, мятеж, неподчинение императорским приказам, высказывания против правителя, хранение запрещенной конфуцианской литературы.

Древнекитайское право знало преступления против личности: убийство, нанесение ранений, клевета. Убийство раба, прелюбодействующей жены и ее любовника, подвластных членов семьи в «воспитательных» целях не наказывались. Если рабовладелец убивал чужого раба, то возникала лишь обязанность возместить материальный ущерб.

Серьезное внимание уделялось преступлениям против собственности. К данной группе преступлений относили кражу (имущества из храма, различных документов, деревьев в саду), грабеж, убой чужого скота и т.п.

Особое место занимали преступления против нравственности и семейных устоев: непочтительное отношение к отцу или старшему в семье, нарушение сроков ношения траура, прелюбодеяние со стороны жены, расторжение брака без законных оснований и т.д.

В самостоятельную группу можно выделить воинские преступления. К ним относились дезертирство, переход на сторону врага, трусость, неисполнение приказа начальника, непочтение к начальнику, неявка к установленному сроку на место сбора, езда галопом в расположении войск, шум в строю, неповиновение команде, ходьба не в такт барабанной дроби и т.д.

Наказания. Санкции государства за противоправное деяние, проступок отличались суровостью. Наказания имели своей целью причинить физические мучения виновному. По мере обострения классовой борьбы увеличивалось число наказаний и усиливалась их репрессивность. Мера наказания определялась социальным рангом виновного. Чем выше ранг, тем слабее уголовное наказание. В конечном итоге уголовная политика стала сводиться к каре виновных, устрашению поданных и отчасти к пополнению казны.

Согласно исторической традиции сложилась система наказаний из 5 видов: татуирование, отрезание носа, отрубание ног, кастрация и смертная казнь. В древнейший период получила распространение практика замены калечащих наказаний на символические: ношение черной повязки, одежды красно-бурого цвета и т. п. В период правления императора У-вана вводится клеймение за 10 видов преступлений. В X в. до н. э. государственная власть стала прибегать к замене смертной казни и членовреди-тельных наказаний денежными штрафами. В эпоху Цинь для представителей знати и имущих слоев телесная расправа могла быть заменена штрафом, ссылкой, отстранением от должности. Освобождались от телесных наказаний дети в возрасте до 8 лет и старики старше 70 лет. Во времена династии Цинь чиновники, обладающие рангом, имели право на смягчение наказания, а по достижении 56 лет освобождались от него совсем.

Процесс. В Древнем Китае суд не был еще отделен от администрации. Предварительное расследование и судебное разбирательство осуществлялись, как правило, одним лицом. Это приводило к произволу в уголовном процессе и ставило обвиняемого в тяжелое положение.

В эпоху Шан-Инь и Чжоу процесс носил обвинительно-состязательный характер. В дальнейшем в связи с обострением классовых противоречий розыскной процесс находит все более широкое применение. Государство активно вмешивается в розыск и наказание преступников, чаще по собственной инициативе возбуждает преследование.

Следует выделять стадии процесса: подача потерпевшим заявления или жалобы, расследование обстоятельств дела чиновником - линьши, судебное разбирательство и вынесение решения (приговора). В качестве доказательств использовались личное признание, свидетельские показания, вещественные доказательства, доказательства, полученные под пыткой, клятва.