Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

История государства и права стран Древнего Востока. Древний Китай. Государство Чжоу (1122-221 гг. до н.э.)

На одном из притоков Хуанхэ, реке Вэй осели земледельческие племена чжоу. Социальная структура и формы правления на ранней стадии государственности аналогичны эпохе раннего Шан-Инь.

Со второй половины II тысячелетия до н.э. племена чжоу начинают сотрудничать с государством Шань-Инь. Шан-иньский ван обращался к гуну (вождю племен чжоу) за военной поддержкой для отражения набегов северо-западных соседей-кочевников, платя ему за это рабами и нефритом, а начальникам его дружин -лошадьми и земельными наделами.

Вожди племен чжоу стали получать титул си-бо («властитель Запада»), определяющий их подчиненное положение от династии

Шан-Инь. В то же время в экономическом плане племена чжоу, перешедшие в земледелии к высокоурожайной культуре риса, выращиваемого на заливных полях, все более и более превосходили своих восточных соседей, по-прежнему возделывавших в основном просо и гаолян. Это нараставшее превосходство материальной культуры неумолимо приходило в противоречие с реальностями политической соподчиненности.

Стремление избавиться от власти вана привело к тому, что вожди племен чжоу организовали широкую военно-политическую коалицию племен и в 1122 г. до н.э. в битве на равнине Муе разбили шан-иньское войско и государство Шан-Инь.

История государства Чжоу можно разбить на три периода: Западное Чжоу (XII-VIII вв. до н.э.), Восточное Чжоу (VIII-V вв. до н.э.) и период «воюющих царств» (403-221 гг. до н.э.).

Победа племен Чжоу под предводительством У-вана над гос-дуарством Шан-Инь привела к становлению в Древнем Китае новой династии - Западное Чжоу. Столицей рабовладельческого государства стал город Хао (современный Сиань).

Общественный строй. Рабовладельческая аристократия во главе с царем (ваном) занимала господствующее положение. В ее состав влилась и частично сохранившаяся иньская племенная знать.

Общинное землепользование осуществлялось по системе так называемых «колодезных полей», или цзинтянь. Термин произошел от конфигурации самой схемы нарезания общинной земли, рисунок которой напоминает иероглиф со значением «колодец». Философ Мэн-цзы (372-239 гг. до н.э.) так описывал цзинтянь: «... В деревнях, отдаленных от городов, земля делилась на девять одинаковых квадратных наделов. Один из них (средний) обрабатывался сообща для снабжения общественных чиновников. Ни смерть, ни путешествия не должны были вывести этих крестьян из их поселения. Восемь семей сообща обрабатывали общественное поле. Когда общинные работы бывали окончены, семьи могли взяться за свои личные дела». Совместно обрабатываемое поле, с которого шел урожай вану и чиновникам, называлось гунтянь. Другие восемь полей именовались сытянь. Передел общинной земли проводился 1 раз в 3 года. По свидетельству того же Мэн-цзы, система цзинтянь практиковалась еще в эпоху Инь.

С течением времени аристократия захватывает лучшие земли, происходит нарушение принципа распределения наделов и разрушение системы «колодезных полей». Для рытья каналов, сооружений плотин и дамб, устройства запруд привлекались значительные людские ресурсы. Крестьяне несли военную и гужевую повинность.

Труд рабов использовался на строительстве дворцов, царских усыпальниц, оборонительных сооружений. Рабский труд активно применялся в домах знати.

Государственный строй. Верховная власть сосредоточилась у вана, который получил титул тяньцзы(«сын неба»). Его личность обожествлялась. «Сын неба» становится первосвященником.

Центральное управление было более сложным, нежели в шан-иньской эпохе. Существовала четкая иерархическая лестница среди высших чиновников, на ее вершине находился главный управитель (сян) - глашатай воли вана. Бывало, что должность сяна становилась наследственной. Он наблюдал за состоянием храмов, посвященных предкам вана.

Следом за управителем шли советники - три гуна. Они руководили соответственно тремя ведомствами: финансовым, военным и общественных работ. В некоторых источниках их называют по титулам «великий наставник», «великий учитель», «великий покровитель».

Военное ведомство возглавлял советник, носивший звание «великий начальник лошадей и войск царских поместий». Он руководил набором рекрутов в армию, их обучением, обеспечивал снабжение армии.

Финансовое ведомство возглавлял другой советник. Он обеспечивал сбор налогов, которые взимались натурой. Существовала подушная подать - уплата одного мешка зерна с каждого взрослого члена семьи. Взрослое население отрабатывало 20 дней в году в пользу вана.

Ведомство общественных (земледельческих) работ возглавлял советник, имевший титул «Начальник множества, охраняющий народ». В трактате «Чжоу-ли» значилось, что ведомство земледелия должно «считать население и давать ему поля, проверять его вооружение, обучать его сеять и жать». Кроме того, чиновники ведомства вели земельные кадастры, учет скота, контролировали работы на «дом царя» и землепользование рядовых общинников в целях взимания с них податей. В 594 г. до н.э. был введен налог с количества обрабатываемой земли. Пахотные земли закрепляются за отдельными семьями с правом наследования.

В дворцовой системе управления функционировали хранитель сокровищ царя, чиновник по вопросам суда и наказаний (сыкоу), начальник архива, главный писец и чиновник по ритуалам и др. В услужении каждого чиновника находились слуги-рабы. Так, при начальнике управления скотом их насчитывалось 120 человек, а руководителя арсенала - 80. Особое место в дворцовой системе управления занимали верховный жрец и великий гадатель.

Местное управление. Территория западночжоуского Китая делилась на 70 уделов, возглавляемых удельными правителями -чжухоу. Следует отметить, что в 55 уделах власть принадлежала родственникам вана. Под началом чжухоу состоял чиновничий аппарат подобный центральному. Низшей и основной административно-хозяйственной единицей Китая была соседская община. В общине избирался староста и совет старейшин. Община состояла из восьми дворов. Четыре общины составляли деревню. Четыре деревни составляли село. Четыре села составляли волость (округ).

Судебная система не была представлена отдельными органами, осуществляющими правосудие. Судебные полномочия принадлежали вану, чжухоу, многочисленным чиновникам, по мелким уголовным и гражданским делам - сельским старостам.

Регулярные войны приводят к изменению комплектования армии. Соседская община выставляла одного воина, провиант и фураж, боевую или обозную колесницу. Село поставляло одного коня и трех волов. Волость (округ) - четырех коней, двенадцать волов, трех обученных воинов, семьдесят два необученных пехотинца. Если война носила длительный характер, то проводились дополнительные наборы воинов, сборы продовольствия, фуража и поставки скота.

В состав чжоуской армии входили подразделения пехоты, кавалерии, боевых колесниц, обозы. Император Китая имел люц-зюнь (шесть армий - 75000 человек). Удельные князья с титулом гун (называвшиеся дагд) имели право формировать саньцзюнь (три армии - 37500 человек). Удельные князья с титулами хоуи бо (называвшиеся чжунгд) формировали эрцзюнь (две армии - 25000 человек). Удельные князья с титулами цзы и нань (называвшиеся сяого) формировали цзюнь (одну армию - 12500 человек). Армия делилась на более мелкие подразделения: ши- 2500 человек, люй - 500, цзу- 100, лян- 25, у- 5 человек.

Период Восточного Чжоу характеризуется сильными центробежными тенденциями в обособляющихся удельных княжествах, ослаблением центральной власти. Единого государства практически не существовало. Этот период ознаменован созданием всевозможных княжеских союзов, которые скреплялись «клятвенными договорами». Страна состояла из множества различных по своим размерам царств, владений, наделов. Государство распалось на ряд самостоятельных единиц. Происходят существенные изменения в общественном строе, более четко оформляются социальные группы. Выделяются неоднородные по составу сословия «благородных», «простонародья», «подлых». Сословие благородной знати состояло из трех уровней - высший слой (ван, чжухоу), средний слой (дафу), низший слой (ши).

«Простонародье» включало в себя слои свободных ремесленников и крестьян. Разорение, долги, потеря земли привели к складыванию слоя полузависимых наемных работников и арендаторов-издольщиков. К «подлым» относились рабы, оброчные невольники, крепостные.

В сельских общинах сохранялось местное самоуправление. Жители общины избирали старейшин (фулао), а из их среды выбирался староста (личжен).

Существенные изменения происходят в военной организации. Наблюдается тенденция перехода к постоянному войску. Армейскими подразделениями управляли командиры отрядов и младшие военноначальники. Упраздняются подразделения колесниц, ударной силой армии становится кавалерия. Пехота к V в. до н.э. получает железное оружие и доспехи. Отношения между офицерским и рядовым составом строятся на основах конфуцианской морали, т.е. как между строгим отцом и детьми. Воинская дисциплина поддерживается жесткими мерами (телесными наказаниями, оставлением без пищи, смертной казнью). Огромное внимание уделялось своевременному снабжению войск оружием, лошадьми, продовольствием, фуражом. В качестве самостоятельной части армии выделяется обоз. При ведении наступательных войн применялись осадные приспособления (лестницы, тараны, стенобитные орудия). Успешно развивалась военно-инженерная мысль. Строились города-крепости, дороги, мосты.

Процесс ослабления центральной власти привел к созданию семи «могущественных царств»: Вэй, Хань, Ци, Цинь, Чжао, Чу, Янь. Эти княжества стали самостоятельными государствами. Центробежные тенденции объясняются экономическим развитием отдельно взятых княжеств, разложением сельской общины, образованием крупного землевладения.

Период с начала V по III вв. до н.э. именуют периодом Чжаньго («воюющие царства»). Междоусобные войны привели к окончательному крушению единого государства.