Новости
18.04.2024
Юридические аспекты казначейского сопровождения ...
Государственный контракт предполагает достижение целей и решение задач, которые явно описаны внутри контракта. К целям и задачам привязано ...

подробнее
15.03.2024
Изменения нормативной базы использование дронов
Нормативная база относительно возможности использования дронов регулярно пересматривается. Связано это с бурным развитием техники в данном ...

подробнее
18.02.2024
Как правильно действовать при возникновении сложностей во ...
При наличии полной уверенности в Вашей собственной правоте и понимания, что банк в чем-то нарушает Ваши права не торопитесь устно обсуждать это с ...

подробнее
23.01.2024
Регистрация оффшорной компании в 2024 году: тенденции и ...
В современном мире, на фоне постоянных изменений в международных законах и структурах бизнеса, оффшорные компании остаются одним из важных ...

подробнее
29.12.2023
Что лучше: гостинница или квартира на сутки?
Когда речь заходит о поиске жилья в Екатеринбурге, и если номер в гостинице Вам не подходит, можно смело остановиться на варианте посуточнойили ...

подробнее
29.12.2023
Как быстро подать декларацию через интернет
Всем добрый день. Меня зовут Анатолий. Хочу поделиться с Вами своей историей. Моя жизнь всегда была связана с землей, я с детствачувствовал, что не ...

подробнее

История государства и права стран Древнего Востока. Древняя индия. Государственный строй

Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее, в правовых документах отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Варны заслоняют собой классы.

Процесс образования и развития государственных органов в Индии был длительным. Органы власти вырастали из племенных органов управления. Верховная власть была у наследственного царя. Наследник престола определялся из числа сыновей, и объявлялось это решение заранее, при жизни правителя (раджи).

Важнейшей особенностью политической организации древнеиндийского общества было то, что право законотворчества находилось у брахманских школ, придававших каждому нормативному акту религиозное звучание. Однако вряд ли можно принять на веру то, что раджа не имел влияния на законодательную деятельность.

Шаг за шагом складывался аппарат государственного управления, приобретавший черты восточной деспотии. Образовались три ведомства: финансовое (сбор налогов), военное и ведомство публичных работ (строительство оросительных каналов, водоемов, дамб).

Дошедшее до нас со времен империи Маурья политическое сочинение Лртхашастра так определяет роль и место царя: он должен контролировать отчеты о доходах и расходах, выслушивать своих советников, назначать высших должностных лиц, получать секретную информацию от шпионов, проводить смотры армии и т.д. Основными отраслями управляли сановники: командующий армией, главный жрец, главный советник царя по вопросам права. Роль первого министра исполнял главный мантрин, которому и подчинялась вся армия чиновников.

Для управления провинциями направлялись чиновники, в обязанность которых входило наблюдение за сельхозработами, ирригационными сооружениями и реками, поддержание дорог. Основной же обязанностью провинциального чиновника был сбор налогов. Тюрьмы были в ведении особых учреждений.

Суд не был отделен от администрации. Управитель области был одновременно и судьей. В сельской общине суд вершил староста по целому ряду незначительных дел.

В селе было несколько должностных лиц. Староста осуществлял общий надзор за жизнью села, улаживал споры обывателей, отправлял правосудие, собирал налоги. Другой чиновник следил за состоянием урожая, третий - собирал сведения о преступлениях и проступках, следующий - охранял урожай. Специальный чиновник заведовал водоемами и распределял воду общинникам. Брахман вел дела культа. В селе был школьный учитель и непременно астролог.

В Индии существовала десятичная система. В ее основе лежит объединение сел в десятки, двадцатки, сотни и тысячи. Начальник тысячи подчинялся только царю.

В состав империи Маурья входили завоеванные государства, различные княжества. За ними была сохранена относительная автономия. Для наблюдения за подобными административными единицами направлялись царевичи или близкие родственники царя.

Появление каст. Достигнув наибольшего расцвета при царе Ашоке, империя Маурья после его смерти стала распадаться. Дорогу себе пробивают феодальные отношения. И в этот период в Индии складывается кастовый строй. Касты первоначально образовались внутри непривилегированных варн (вайшьи и шудры).

Они представляли собой замкнутые общественные группы, которые различались по их профессиональным занятиям. Появились касты купцов, земледельцев, скотоводов, домашней прислуги, ремесленников. Люди этих каст пожизненно прикреплялись к своим профессиям и передавали свои знания, свой опыт, смекалку своим детям.

И, наконец, существовала каста «неприкасаемых». Она пополнялась из отпущенных на волю рабов, преступников, из людей «без рода и племени». Уделом неприкасаемых было занятие поденной работой, ремесло могильщика и т.д. Общение с ними было запрещено для всякого, кто принадлежал к «чистым» кастам.

В Индии, как ни в одной другой стране древнего мира, сословные различия приняли законченные формы варн и каст. Эта особенность может быть объяснена тем, что оформление классовых отношений в большей части Северной Индии происходило одновременно с освоением долины Ганга, массовыми передвижениями племен и постоянными их столкновениями между собой. В этих условиях общественная дифференциация происходила зачастую не столько внутри рода или племени, сколько между ними. Поэтому такие родоплеменные институты и представления, как табу, ритуальная чистота и т.д., оказались очень живучими и оставили свой отпечаток и на оформлении сословных различий.

Важным фактором, способствовавшим сохранению обычаев и традиции, следует считать также обширный племенной мир, окружавший основные очаги цивилизации. Это мир с трудом включался в классовое общество и изо всех сил стремился сохранить устаревшие общественные явления, веками выработанные порядки.

И еще одно обстоятельство. В условиях этнической пестроты, частых распадов одних государств, племенных союзов и образования других господствующие слои многоэтнического общества стремились сохранить единство сословий. Таким образом обеспечивались привилегии высших варн, возможность поддерживать классовую и сословную солидарность при всех возможных изменениях в соотношении сил между племенами, границ между государствами.

И, наконец, развитие общественного неравенства привело к тому, что знатным родам одного племени стали ближе и «роднее» такие же по знатности роды другого племени, чем собственные соплеменники. Такое же объяснение можно отнести к кастовым структурам.

Абсолютно закостенелой сословная структура в Древней Индии никогда не была. Становление и развитие классов с их классовыми противоречиями давали о себе знать.