Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

История государства и права стран Древнего Востока. Древняя индия. Общественный строй

Чего-либо исключительного в образовании государства в Индии не было. Однако этот процесс имел ту особенность, что в Древней Индии образование государства сопровождалось обособлением определенных общественных групп, которые со временем превратились в замкнутые сословия - варны. О существовании четырех варн повествует Ригведа.

К первой варне относилась жреческая знать - брахманы. Рядом с вождями индоариев находились их жрецы, провидцы и одержимые, в порыве вдохновения изрекавшие священные заклинания вед. Они происходили из определенных родов и составляли замкнутые ассоциации, члены которых строго оберегали свои тайны от непосвященных, передавая свои знания из поколения в поколение. Жрецы эти как хранители обычаев, традиций и сверхъестественной мудрости были как бы судьями племени, обеспечивавшими поддержание издавна установившихся порядков.

Знатные роды, в которых исполнение жреческих обязанностей стало профессией, и составили варну брахманов. Формированию жреческой верхушки брахманов, способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. По официальным представлениям, брахман - высший из людей. Его занятие - изучение священных книг, участие в суде, выработка законов и предписаний.

Царские роды, военная знать образовали варну кшатриев (наделенных могуществом). В эту категорию первоначально входили только арии, но в процессе ассимиляции завоеванных племен эта варна пополнялась местными вождями. В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим в своих руках военную, политическую и экономическую власть, стали относить в основном тех, кто принадлежал непосредственно к царскому роду и к категории привилегированных наемных воинов. Кшатрии являлись полновластными распорядителями богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов - пленников.

Две последние варны были варнами непривилегированных.

К третьей варне относилась основная масса крестьян - общинников, и она получила название вайшьи (общинник, домохозяин). Название этой варны произошло от слова «виш» - народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда - подлинный демос.

Разложение первобытнообщинного строя, постоянные столкновения племен, усиление имущественного неравенства -вот основные причины того, что появилась четвертая варна -шудры, или «отбившиеся от своего племени люди», словом, люди, стоявшие за пределами общинной организации и, следовательно, лишенные земли как основного средства производства.

Однако шудра не был рабом. Несмотря на свое угнетенное и бесправное положение путь к богатству для него не был закрыт. Среди шудр можно было встретить и ремесленников, и ростовщиков, и домовладельцев. Шудра имел семью, и дети могли наследовать его имущество. Была установлена ответственность за убийство шудры, но в 16 раз меньшая, чем за неосторожное убийство брахмана.

Как бы ни было велико преступление брахмана, ему грозило лишь острижение головы, или он мог очиститься, сотворив молитву. Шудра же, позволивший себе только осудить брахмана, наказывался мучительной смертью: ему вливали в рот кипящее масло.

Переход из одной варны в другую был запрещен. Положение варн было закреплено обычаем, впоследствии и законом. Политическая власть была сосредоточена в руках брахманов и кшатриев, у них находились основные богатства. Шудра рассматривался как созданный для вечного служения брахману. А если не было рядом брахмана, то следовало служить кшатрию.

У древних народов социальное превосходство одних членов общества обычно осознавалось как их качественное превосходство и, как правило, облекалось в религиозную форму. Об этом и свидетельствует индийский миф о происхождении варн. Брахманы, говорилось в нем, произошли из уст бога Брахмы, поэтому боги вещали устами брахманов - исполнителей всех ритуальный действий, посредством которых люди общаются с богами и получают их благоволение. Брахманы были создателями и толкователями законов, но они не вмешивались в дела исполнительной и военной власти, которая была в руках кшатриев.

Хотя кшатрии в социальной иерархии стояли ниже брахманов, реальное положение их в обществе было первостепенным. Сама государственная власть, военная сила, богатства находились в распоряжении кшатриев.

Они знали о претензиях брахманов на святость и особое положение в обществе, но это не мешало им держать власть в своих руках. Ведущую роль в военных действиях играли отряды хорошо вооруженных и подготовленных царских дружинников -кшатриев, сражавшихся на колесницах, слонах и в конном строю. Основную же массу воинов - пехотинцев составляли вайшьи -крестьяне-общинники.

В древних источниках всячески подчеркивалась вечность и нерушимость системы варн. Однако эти принципы не следует принимать на веру как абсолютно ненарушимые. Запрет на переход их одной варны в другую на практике нередко нарушался. Даже в варну брахманов проникали люди сомнительного (с точки зрения самих брахманов) происхождения.

Нарушались и брачные запреты, согласно которым бракосочетание молодых должно происходить в рамках одной варны. Женитьба мужчины более высокой варны на женщине низшей варны не возбранялась.

Важнейшим обрядом, подчеркивавшим различие между членами трех высших варн и шудрами, было посвящение (упанаяна), считавшееся вторым рождением по своему значению. Вот почему люди трех варн (брахманы, кшатрии, вайшьи) назывались дважды рожденными (джиджати) в отличие от единожды рожденных (якаджати) - шудр.

Такой индийский обряд есть не что иное, как известная многим первобытным обществам инициация, или прием в полноправные члены общины возмужавшего соплеменника. Однако индийское посвящение производилось не после периода ученичества или достижения совершеннолетия, как у многих других народов, а до него и открывало период обучения и возмужания.

Жизнь дважды рожденного должна была состоять из четырех периодов (ашрам). В первом периоде он становился учеником, во втором - домохозяином, в третьем - лесным отшельником, в четвертом - бродячим аскетом.

Существование последних двух ашрам, близких по характеру, было, вероятно, пережитком тех времен, когда член рода, потерявший трудоспособность и становившийся в тягость соплеменникам, должен был оставить свой род и семью. Со временем такой поступок стал считаться благочестивым и приобрел религиозный характер.

С ростом материального благосостояния переход в третью и особенно четвертую ашраму происходил все реже, и престарелые все чаще оставались в семье, окруженные всеобщим уважением.

За рамками указанных варн находились те, кого называли «самыми низкими из людей». К ним относились люди, родившиеся от строго запрещенных союзов представителей различных варн. Их называли чандалами. Они жили вне селений. Платьем их должно было быть платье мертвых, и они должны были кочевать с места на место.

И, наконец, на самой низшей ступеньке в индийском обществе находились рабы. Общепризнано, что рабский труд не играл значительной роли в сельском хозяйстве, ремеслах. В отличие от Древней Греции, Древнего Рима, да и Египта индийские рабы могли иметь семью, свое имущество, которое передавалось по наследству. И все-таки Древняя Индия была рабовладельческим государством, где при всех особенностях системы варн основными антагонистическими классами были рабовладельцы и рабы. Последние были не более чем говорящими орудиями труда. Господин имел право распоряжаться жизнью и смертью своего раба. Единственное, за что рабы могли благодарить милосердных богов, это за то, что их не сжигали на костре. Если им и сохраняли жизнь, то она сгорала в огне эксплуатации, что побуждало «дважды рожденных» воспевать рабство в своих гимнах. Пленение не было единственным источником рабства. Обращали в рабство за долги, за совершенное преступление, а также продавали в рабство жен и детей.