Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

История государства и права стран Древнего Востока. Древний Вавилон. Кодекс Хаммурапи

Кодекс Хаммурапи является одним из важнейших сведений о древнем праве, так как он содержал почти все отрасли права. Кодекс состоит из 282 параграфов. Право стало инструментом в руках господствующего рабовладельческого класса. До нас дошло 247 статей, выбитых на четырехгранном базальтовом столбе. Одна сторона столба оказалась стесанной. Но и недостающие статьи были затем обнаружены при раскопках библиотеки царя Ашуба-нипала. В верхней части стелы Хаммурапи приказал изобразить себя стоящим перед богом Солнца, который и передает ему свод законов.

Кодекс Хаммурапи составлен в казуистической форме, т. е. в виде статей, излагающих норму не в общей, абстрактной форме, а в форме частного случая (казуса). Вот соответствующий пример: «Если человек будет пойман с краденым рабом или с краденой рабыней, то за раба он должен привести еще одного раба, за рабыню еще одну рабыню».

Статьи кодекса не расположены по отраслям права, хотя авторы (или автор его) стремились к логической группировке.

Право собственности как юридическая категория не было четко определено. Однако из многочисленных гражданско-правовых сделок можно без сомнения сказать, что существовала государственная, дворцовая, коллективная (общинная), частная собственность на землю. Знаком собственности на землю служили межевые столбы - кудурру. Отчуждение земельного участка предусматривало сложную процедуру. Сделки с землей заносились в особые книги и совершались в присутствии многих свидетелей. За общиной сохранялся контроль за использованием земли. Уход из общины влек за собой потерю права собственности на земельный участок. Обычным делом был захват общинной земли знатью, чиновниками, да и самим царем.

Обязательственное право было разработано весьма основательно. Из кодекса следует, что обязательства возникают из договоров и правонарушений, направленных против личности или имущества. Основными договорами были договор займа и договор купли-продажи. Для придания договору купли-продажи законной силы нужны были три условия: 1) чтобы имущество не было изъято из гражданского оборота (например, илку); 2) чтобы продавец был собственником продаваемой вещи и мог гарантировать покупателя от эвикции, т. е. истребования вещи третьим лицом, настоящим собственником (скажем, купили ворованную вещь); 3) чтобы оформление договора проходило в присутствии свидетелей.

Договоры прежде всего по недвижимости (земли, строений) и при отчуждении раба, скота оформлялись письменно. Они писались на глиняных табличках, которые потом обжигались в печи. Этим и объясняется большое количество текстов всевозможных договоров, дошедших до наших дней.

В случаях, если купленная вещь опознана ее действительным собственником, покупатель должен был представить свидетелей покупки и привести продавца, если он не приводит их, то подлежал смерти как вор. А если «хозяин пропавшей вещи не приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь», то он подлежал смертной казни «как лжец, который возводит клевету».

Кодекс Хаммурапи четко разграничивал договор займа и договор имущественного найма. В первом случае, т. е. при договоре займа вещи характеризовались родовыми признаками (деньги, зерно, мука и т.д.), а во втором договоре- индивидуальными (рабочий скот, рабы, инвентарь).

Кодексом по договору займа были определены проценты: 20% при займе денег и 30% при займе зерна. В качестве залога выступала земля должника и его имущество. Должник мог заложить кредитору любого члена семьи или самого себя, что называется долговой кабалой. В случае невозврата долга кредитор брал должника или члена его семьи в рабство. В отличие от других государств восточной деспотии кодексом Хаммурапи определен срок кабалы в три года.

Древневавилонскому праву были известны договоры хранения (поклажи), товарищества, поручительства, мены.

Семейное право в Вавилоне заслуживает особого внимания, так как оно позволяет сделать основательные выводы относительно положения женщины, жизни общины и правового положения детей. Женщина в Вавилоне не была бесправной. Она могла принимать участие в деловой жизни и заключать договоры, занимать некоторые должности в общественном управлении. Но это не делало ее равноправной с мужчиной, ибо доступ к влиятельным постам был для нее закрыт или был как редкое исключение. Речь могла идти всего лишь о ее службе в храмах.

В семейной жизни женщина в значительной мере была подчинена мужу. Будущего мужа выбирал ей отец. Он давал ей приданое, а жених должен был уплатить за невесту выкуп, который оставляли у ее отца. После этого заключался письменный брачный договор, в противном случае брак считался недействительным. Из дошедших до нас текстов брачных договоров видно, что муж и жена имели разные права и обязанности. Для жены было исключительно трудно добиться развода. Она могла добиться развода, если докажет прелюбодеяние мужа или его дурное обращение с ней. Если же ее обвинения не будут признаны доказательными, то ее за ложный навет могут бросить в воду, что равнозначно смертному приговору. Муж мог прогнать жену, не объясняя причин. В качестве веского аргумента для развода признавалось бесплодие, тяжелая болезнь жены, правда, муж обязан был дать ей обеспечение. А если муж докажет, что жена была расточительна и не поддерживала порядок в доме, то разводясь с ней, он освобождался от ее обеспечения.

Мужу разрешалось иметь в доме несколько побочных жен. В большинстве случаев это были рабыни. Если хозяин рожденных рабыней детей признавал, то последние получали равные права с детьми законной жены на наследство и отпускались на свободу. Отец обладал большими правами по отношению к своим детям. Он мог привлекать их к любому виду деятельности и даже отдавать их в кабалу на 3 года.

Важнейшая цель вавилонского брака состояла в том, чтобы в семье было как можно больше детей. В области имущественных отношений жена имела значительную самостоятельность. Жена вправе распоряжаться своим имуществом вступать в договорные отношения, давать деньги в рост. Долги мужа не падают на имущество жены.

Наследственное право. Относительно порядка наследования в кодексе существовало много установлений. Наследование осуществляется или по завещанию, или по закону. В Вавилоне эпохи Хаммурапи институт наследования знал и ту и другую форму. Наследниками являлись, прежде всего, сыновья, дочери же получали часть наследства в виде приданого. Старшему сыну доставалась

недвижимость (земля, домовладение). Между другими сыновьями имущество делилось поровну. Жене разрешалось только оставаться жить в доме и пользоваться приданым. За ней сохранялись подарки, подаренные покойным мужем. Закон делал различие между детьми от первого и второго законных браков. Первые делили между собой две третьи наследственной массы, а вторые -только одну треть.

Кодекс Хаммурапи говорит в основном о наследовании по закону. Долю умершего сына получают его дети - внуки наследодателя. Усыновленные наследуют на равных основаниях с детьми. Дети, рожденные от рабыни-наложницы, наследуют в том случае, если отец признал их своими детьми. Если отец не признал их своими детьми, они получают только свободу.

В кодексе Хаммурапи просматривается становление института завещания. Отец уже вправе лишить наследства какого-либо из своих сыновей, но при условии, что тот совершил перед ним «тяжкий грех». Однако для отказа в наследстве сыну нужно было разрешение суда.

Уголовное право несло в себе принцип возмездия, применявшийся в зависимости от того, какое общественное положение занимали обвиняемый и обвинитель. Считалось, что наказание есть возмездие за вину и оно должно быть равным преступлению («око за око», «зуб за зуб»), что называется талионом. Смертный приговор предусматривался за сорок различных преступлений: кража имущества, принадлежащего дворцу или храму; кража во время пожара; ложное обвинение в тяжком преступлении; нарушение женщиной супружеской верности; умышленное убийство; кровосмешение и др. Совершившего преступление могли утопить, сжечь, посадить на кол, волочить по земле до смерти. За другие более мелкие преступления виновному выкалывали глаза, отрубали руки, отрезали нос или уши.

Самым распространенным наказанием был штраф. Его размер зависел от совершенного преступления и от социального положения потерпевшего и преступника. Он колебался от суммы, вдвое превышавшей нанесенный ущерб, до суммы, превышавшей его в тридцать раз. Иногда преступник подвергался изгнанию из общины, он терял при этом все свое имущество, должен жить вне своей семьи, лишался защиты своих богов.

Статья 23 кодекса обязывает сельскую общину возместить убыток, нанесенный человеку грабителем, если преступника не удалось поймать. «Если при этом загублена жизнь, община и рабианум (старейшина) должны отвесить одну мину серебра его (убитого) родственникам». Все это говорит о сохранившихся в кодексе пережитках прошлого, об обычаях родоплеменных.

В некоторых случаях кодекс допускает самосуд. Вора на пожаре предписывалось бросить в огонь на месте преступления.

Кодекс не знает кровной мести. Государство взяло на себя репрессивную политику. На представителей имущих классов за многие преступления налагались денежные штрафы. Штрафы за преступления постепенно повышаются, если потерпевшим оказывалось лицо, принадлежащее к привилегированной социальной группе.

В уголовном праве допускалось объективное вменение, т. е. ответственность без вины. «Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть сыну домохозяина - должно убить сына строителя». Таким образом наказывался человек, не имевший никакого отношения к строительству дома.

Уголовному праву еще не были известны стадии преступления (приготовление, покушение), равно как и формы соучастия (подстрекательство, укрывательство и др.).

Нельзя не отметить и то, что кодекс знал смягчающие вину обстоятельства: убийство в драке, при условии, что у убийцы не было намерения убить. Такое преступление наказывалось уплатой небольшого штрафа. За причинение телесных повреждений в драке виновный должен был уплатить стоимость лечения.

Суд и процесс. Суд состоял из нескольких назначенных государством судей, которым помогал совет старейшин, т. е. наиболее почетные граждане города или села. Имелось несколько судебных инстанций: простые дела решались быстро судьями, сложные разбирались иногда самим царем. Суд заседал у городских ворот, в особых помещениях храма или царского дворца.

Судьям вменялось в обязанность судить справедливо. В кодексе говорится: «Если судья будет судить судебное дело, постановит решение, изготовит документ с печатью, а потом свое решение изменит, то этого судью должно изобличить и он должен уплатить сумму иска, предъявленного в этом судебном деле, в двенадцатикратном размере, а также должен быть в собрании поднят со своего судейского кресла и не должен возвращаться на суд».

К делу могли быть приобщены письменные и свидетельские показания. Широко применялась клятва перед богом. Клятвопреступление, а также ложные свидетельства рассматривались как оскорбление божества и строго наказывались вплоть до смертной казни.

Для рассмотрения государственных преступлений, посягающих на существующий порядок или наносивших оскорбление царю, созывались специальные суды.

Наряду со свидетельскими показаниями, документами, клятвой широко применялся ордалий или «суд божий». Считалось, что бог знает все и все видит и через ордалий укажет виновного или невиновного. Чаще всего к ордалию прибегали судьи в случаях сомнений в виновности лица и недостаточности доказательств. К числу наиболее распространенных средств, с помощью которых и проводилось испытание, были: захват рукой раскаленное железо, поединок на мечах, погружение руки в кипящую воду.

Обвинение было частное, т. е. исходило от потерпевшего или его близких. Исключение составляли дела о преступлениях государственных и религиозных.

Закат Вавилона. При сыне великого Навуходоносора наметился упадок государства Вавилон. Угнетенные народы добивались самостоятельности. Сказывалась постоянная борьба за власть между царями и влиятельным жречеством.

Персидский царь Кир при поддержке вавилонского жречества 12 октября 539 г. до н. э. без боя вступил в Вавилон, который по-прежнему сохранил ранг столицы. В Вавилоне нередко подолгу жили персидские цари. Управление государством и высшие должности переходили все чаще в руки персов.

Персидское господство в Вавилоне окончилось с вторжением нового завоевателя, которому была оказана восторженная встреча. Это был Александр Македонский. Разбив в 331 г. до н. э. персов, он вступил в Месопотамию. Александр торжественно провозгласил себя царем Вавилона и признал культ Мардука - самого почитаемого божества. Богатый традициями Вавилон был избран великим полководцем в качестве столицы своей будущей мировой империи. Однако честолюбивым планам молодого царя и надеждам вавилонян не суждено было осуществиться- 13 июня 323 г. до н. э. Александр Македонский умер.

В 115 г. до н. э. Вавилон завоеван римским императором Траяном. Следом за этим Вавилон превратился в провинцию Парфянского царства. Потомки прежнего вавилонско-арамейского населения либо смешались с пришельцами, либо были вывезены в другие страны, либо перебиты.

Было полностью забыто место, где находился древний Вавилон, но великие достижения вавилонян продолжали оказывать воздействие на другие народы. Во времена Александра Македонского и его преемников установились тесные контакты Месопотамии с Грецией. Чужестранцы знакомились с достижениями вавилонян в области архитектуры, математики, астрономии, а кодекс Хаммурапи был переведен на ряд языков.

Многое в более поздней европейской культуре можно объяснить влиянием Востока. Следы вавилонского правотворчества остались в праве других народов.