Новости
29.11.2021
Таможенное оформление ткани
Таможенное оформление это цепочка последовательного составления и подписания различных документов для того чтобы покупатель мог приобрести плед из ...

подробнее
09.10.2021
Подход к выбору юрисдикции оффшора
Юрисдикция оффшора регулируется национальным законодательством той страны, где он находится. В связи с этим правила, по которым происходит работа ...

подробнее
24.09.2021
Суть партнерских отношений в юридической компании
В отечественной и зарубежной художественной литературе есть много произведений, в которых описывается организация и деятельность юридических ...

подробнее
07.09.2021
Бизнес климат в России
По мнению многих аналитиков ибизнесменов, которые работают на рынке России, и тех, кто пытается открыть свое дело, бизнес-среда не является ...

подробнее
07.09.2021
Решить проблемы для аренды помещения
Когда предпринимателю сложно купить помещение для своего бизнеса, то аренда помещения наилучший вариант. Для того чтобы, избежатьнеприятностей с ...

подробнее
07.09.2021
Преимущества аренды офиса в Калининском районе ...
Санкт-Петербург является одним из наиболее перспективных для развития бизнеса городов России. Это обусловлено экономическими,географическими и ...

подробнее

История государства и права стран Древнего Востока. Древний Вавилон. Общественный строй

Общество, о котором идет речь, долгие годы сохраняло немало черт первобытнообщинного строя. Сельская община продолжала быть единственной формой социальной организации свободных жителей. Она являлась основной экономической ячейкой общества.

Имущественное неравенство, возникшее еще в родоплеменной структуре, усугублялось с развитием государства. Часть общинников, царские служащие, жрецы, купцы и др. накапливали богатства. Вместе с тем большая часть общинников разорялась, свои земельные наделы они вынуждены были закладывать богачу за полученные взаймы деньги или зерно под большие проценты. Доведенный до крайности общинник терял свою землю. Переход общинной земли в частную собственность ускорил расслоение общины.

Общественная психология долгое время не могла принять такого явления и смириться с ним, ведь земля была основой культа предков. Отчуждение земли рассматривалось как нечто, нарушающее «правильный» порядок вещей. Разорение общинников сокращало число кормильцев государства, подрывало основы военной мощи. Цари пытались приостановить процесс разложения общины, принимали меры к ограничению долгового рабства. Разумеется, все это могло лишь притормозить движение неумолимых экономических законов.

Передача кредитору своего поля была, конечно, результатом крайней нужды. Если же заложенная земля не покрывала долга с процентами, следовала продажа в рабство кредитору на 3 года одного из членов семьи.

В непосредственной собственности царя находилась земля, принадлежавшая «двору» и храмам.

Рабство постепенно утрачивает свой патриархальный характер и приобретает все более суровые формы. Рабы носили знаки рабства- в виде особой стрижки, а затем их стали клеймить. Постепенно раба перестают воспринимать как личность. Раб становится видом движимого имущества.

Рабы работали на стройках города, в царском дворце, на полях, в мастерских или в домашнем хозяйстве. Где же следует искать источники рабства и как случилось, что масса людей стала бесправной и зависимой от других? Основным источником рабства был плен. Пленных не убивали, а захватывали в качестве военной добычи. Другим источником был неоплаченный долг. Должник вынужден был продавать своих сыновей и дочерей, а порой и самого себя в рабство. Существовали рынки рабов. Превращение свободных в рабов было также видом наказания за совершенное преступление. Так, изобличенный в краже вор должен работать в доме потерпевшего. Рожденные в рабстве дети признавались рабами.

Обладание землей, скотом и рабами определяло социальное положение человека в Вавилоне. Богатство, а не знатность происхождения, стало управлять рабовладельческим обществом. В этом убеждает, в частности, особо привилегированное положение вавилонского купечества.

Особую группу землевладельцев составляли воины и чиновники. За свою службу они получали земельный надел (илку), с него они и кормились. Они владели этим участком до тех пор, пока несли службу. Илку они не могли ни продавать, ни закладывать. Держатель илку по первому же зову своих начальников должен был явиться на службу. Уклонение от этой обязанности каралось смертью. Такая же кара настигала каждого, кто отказывался от воинского призыва.

Ядро постоянной армии составляли профессиональные воины. На случай войны объявлялся призыв в армию. Рекрутировали в армию в основном крестьян.

Главный род войск составляла пехота, потом добавились воины на колесницах, а позднее и кавалерия.

Поддержка и благосклонность храмовой аристократии были одним из важнейших факторов, обеспечивающих длительное царствие- цари понимали значение жречества. Вот почему после царского дворца крупнейшими духовными центрами стали храмы с их многочисленными жрецами. Полученные привилегии ставили жрецов в особое положение. Жречество во все времена имело огромное влияние на широкие массы населения. Невежество большинства людей было питательной почвой, на которой и создавался культ жрецов. Они относились к числу наиболее образованных людей в государстве. Жреческие должности переходили по наследству от отца к сыну и в конце концов жречество превратилось в замкнутую влиятельную касту.

Главный храм - храм Мардука в Вавилоне - отличался своей величиной и роскошью.

Общественный строй Вавилона характеризуется помимо сказанного еще одной особенностью. Образовалось два сословия свободных: «авилумы» т. е. благородные люди - общинники и «мушкенумы», т. е. «бьющие челом» - царские служащие. Такое разделение не определяло их имущественного положения. «Благородный» авилум мог быть жалким бедняком, а царский чиновник нижнего ранга- человеком зажиточным. Эта одна точка зрения. Автор разделяет другую, по которой авилум - народ победитель (амореи), мушкенум - коренной народ Шумера и других районов Двуречья. Известно, что коренной народ был на более высоком уровне культурного развития в сравнении с народом амореев. Авилум, в случае причинения ему вреда, защищался повышенным штрафом. Мушкенум пользовался полной свободой в гражданско-правовом отношении, имел в своей собственности рабов, землю, но при увечьях и обидах получал меньшее вознаграждение, чем авилум. Мушкенум, как правило, были прикреплены к земле или заняты определенным ремеслом, обязанные платить оброк дворцу, участвовать в военных походах. С одной стороны, они сами были собственниками рабов, а с другой - они зависимы от храма, дворца, чиновника.