Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

История государства и права стран Древнего Востока. Древний Египет. Государственный строй

Во все периоды своей истории рабовладельческий Египет был государством восточной деспотии. Характерными особенностями всех деспотических государств были: а) вся полнота власти (законодательная, исполнительная и судебная) сосредоточена у единоличного главы государства; б) постоянный приток рабов как результат завоевательных войн; в) привлечение в массовом масштабе рабов и крестьян-общинников к работам общегосударственного значения (рытье каналов, возведение дамб, сооружение водохранилищ и др.).

Характерная особенность всех государств восточной деспотии - наличие сельской общины. И это объяснимо. Общинный быт с его сравнительно слабым развитием частной собственности и разделением труда, с присущим ему консерватизмом и самоизоляцией от внешнего мира, составлял, говоря словами Ф. Энгельса, «в течение тысячелетий основу самой грубой государственной формы, восточного деспотизма...» Необходимость проведения трудоемких работ в общегосударственном масштабе, содержания огромной армии, угнетения собственного народа- основные причины становления деспотической формы правления. Эти обстоятельства и определили три основные ведомства рабовладельческого государства: финансового, или ведомства по ограблению собственного народа; военного, или ведомства по ограблению соседних народов; публичных рабов, или ведомства по принуждению собственного народа и рабов к изнурительному труду в общегосударственном масштабе.

В Египте с самого древнего времени и до конца египетской культуры верили, что фараон - бог. Целый ряд изображений в храмах и гробницах представляет нам происхождение царя непосредственно от божества. Божественное достоинство обязывало. Боги благи, правосудны и милостивы, а потому и фараоны должны были обладать этими качествами. Но теория не всегда подкреплялась практикой.

На заре египетской истории мы застаем уже централизацию с чиновной знатью. Во главе ее стоит всемогущий визирь (джати), соединивший в себе административную и судебную власть, а впоследствии и полицейскую- градоначальство столицы. Визирь именовался: «начальник всего государства, юга и севера», «созерцающий тайны фараона». Вот как определил свои полномочия визирь Птахотеп: «издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные камни, улаживать несогласия чиновников, быть главой верховного суда, заставлять трепетать того, кто был враждебен фараону». В присутственном месте визиря и под его надзором находился государственный архив и под его председательством - шесть судебных палат.

Другим важным чиновником был хранитель печати или казначей, контролирующий сбор налогов, как правило, в натуральном виде (зерно, скот, гуси, плоды и др.). Казначей носил титул: «заведующий тем, что дает небо, что производит земля и что приносит Нил», а также «заведующий всем, что есть и чего нет». Под его ведомством состояли смотрители «белой палаты» (т.е. казначейства), «двух житниц» и множество писцов. Многочисленное государственное, точнее царское имущество, также входило в ведомство этого министра. В источниках упоминаются еще два важных чиновника, называемых «казначеями бога». Это были чиновники, несущие функции военного и морского министра и «начальника работ» - министра общественных работ (крестьянских повинностей).

Провинциальное управление лежало на номархах - губернаторах, имевших также судебную власть и собиравших подати. Они титуловались «заведующими областью», или «начальниками поручений», а также правителями городов. В отдельных городах и округах были местные судьи, писцы, всевозможные начальники. Несмотря на множество должностей, не было четкого разграничения их функций, не были строго урегулированы их отношения, и египетские ведомства спорили и враждовали между собой.

Доступ к службе был, конечно, открыт прежде всего для знати, но он не был закрыт и для других сословий. Все зависело от грамотности и связей. Однако служебную карьеру должны были начинать снизу - с должности обыкновенного писца. С течением времени образовались целые роды чиновников, даже несколько напоминавшие касты.

То же было и с жречеством, которое первоначально едва ли различалось строго от чиновничества: жрецы получали гражданские чины, а гражданские чиновники отправляли жреческие функции. Характерным примером может служить придворный капельмейстер, «увеселявший сердце своего господина прекрасным пением внутри дворца» и бывший в то же время жрецом.

Особым вниманием в Египте была окружена армия. Каждая удачная война обогащала казну государства и наполняла владения рабовладельцев пленными рабами. Многие рабы оказывались собственностью храмов. Но еще в большей степени армия была силой политической, так как все активнее принимала участие в решении государственных вопросов, с ней вынуждены был считаться как фараон, так и высшее чиновничество.