Новости
04.07.2022
Вопрос обмена авиабилетов
Как показывает практика, чем дороже Вы купили авиабилет, тем больше вероятность, что Вы сможете его сдать обратно и получить полную стоимость. Так ...

подробнее
28.04.2022
О возможности использования эквайринга самозанятыми
Оплата за товары и услуги банковской картой стала обычным явлением для большинства населения нашей страны. В случае покупок на большие суммы подобная ...

подробнее
02.03.2022
Как обезопаситься от мошенников на Форекс
Начнем с объяснения основных терминов. Форекс является одной из современных бирж, где участники зарабатывают на изменении курсов валют различных ...

подробнее
22.02.2022
Покупаем турецкую недвижимость. Финансовые тонкости.
Турецкая недвижимость является весьма привлекательной для иностранных инвесторов. Особенно ее привлекательность возрастает, когда родная экономика не ...

подробнее
22.02.2022
Восстановление прав дольщиков на примере работ, выполненных ...
Более 1 тыс. будущих собственников квартир восстановили свои права на недвижимое имущество за последние 2 года в Самарской области.Этому ...

подробнее
29.11.2021
Таможенное оформление ткани
Таможенное оформление это цепочка последовательного составления и подписания различных документов для того чтобы покупатель мог приобрести плед из ...

подробнее

Актуальные проблемы организации и функционирования государственного механизма Российской Федерации

В 1920 г. образуется еще одна форма автономии — автономная область. В этом году были образованы Чувашская, Калмыцкая, Марийская автономные области и автономная область Вотякского народа (современное наименование — Удмуртия). Впоследствии все они были преобразованы в АССР. Ныне это российские республики (бывшая Марийская АССР входит в РФ под названием Республика Марий Эл). В 1921 г. были образованы автономная область Коми, преобразованная впоследствии в АССР,— ныне Республика Коми в составе РФ, и Ойротская автономная область, впоследствии Горно-Алтайская автономная область,— ныне Республика Алтай в составе РФ. Была образована и Еврейская автономная область — ныне единственный субъект РФ, сохранивший наименование автономной области.

В 1921 г. из состава РСФСР вышел обширный Дальневосточный регион от Байкала до Тихого океана, где образуется самостоятельное государство — Дальневосточная Республика (ДВР). В составе ДВР была образована национальная Бурят-Монгольская автономная область. В 1922 г. ДВР объединяется с РСФСР, а в 1923 г. на базе объединения бурят-монгольских районов ДВР и РСФСР была создана Бурят-Монгольская АССР — ныне Республика Бурятия в составе РФ.

В 1921-1924 гг. происходит постепенное расформирование Горской АССР на Северном Кавказе. В результате этого процесса возникли Кабардино-Балкарская автономная область (1921), Чеченская, Карачаево-Черкесская, Северо-Осетинская и Ингушская автономная области (1922). Все они, за исключением Карачаево-Черкесии, впоследствии были преобразованы в АССР, а ныне все они, в том числе и Карачаево-Черкесия, — республики в составе РФ.

В 1928 г. создается Мордовский округ в составе Средне-Волжского края. Впоследствии округ был преобразован в АССР, а ныне Мордовия — республика в составе РФ. В это же время создаются Адыгейская автономная область в составе Азово-Черноморского, впоследствии Краснодарского края, — в настоящее время Республика Адыгея в составе РФ и Хакасская автономная область в составе Красноярского края — ныне также российская республика — Хакасия. В 1944 г. в состав РСФСР вошла на правах автономной области Тувинская Народная Республика, преобразованная в 1961 г. в АССР. В настоящее время — это Республика Тува в составе РФ. Любопытно отметить, что Тува, так же как и в случае с Российской Империей, стала последним национальным территориальным приобретением РСФСР. Самыми же последними приобретениями, но уже не национального характера, стала часть территории Восточной Пруссии, принадлежащей ранее Германии, — ныне Калининградская область — субъект РФ, а также Южный Сахалин и Курильские острова, ранее принадлежавшие Японии, — ныне входящие в состав Сахалинской области — субъекта РФ.

В 1925 г. появляется еще одна форма автономии народов Севера — национальный округ (после принятия конституции 1978 г. — автономный округ). Создаются 10 таких округов — Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Долгано-Ненецкий (Таймырский), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский и Ямало-Ненецкий. В настоящее время все они являются автономными округами (АО) — субъектами РФ. Особенностью автономных округов и автономных областей в составе РСФСР стало то, что они входили в состав соответствующих краев или областей РСФСР.

Вся остальная территория РСФСР состояла из краев и областей, являющихся обыкновенными административно-территориальными единицами. К моменту принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. в состав РСФСР входило 6 краев (Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский и Хабаровский), 49 областей и два города республиканского значения — Москва и Ленинград.

АССР по последней советской конституции 1978 г. было 16 — Башкирская, Бурятская, Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Татарская, Тувинская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Чувашская и Якутская АССР.

В состав пяти краев РСФСР, кроме Приморского края, входило пять автономных областей: в Алтайском крае — Горно-Алтайская, в Краснодарском — Адыгейская, в Красноярском — Хакасская, в Ставропольском — Карачаево-Черкесская и в Хабаровском — Еврейская автономные области. В состав Красноярского края также входило два автономных округа (АО) — Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский. Два АО входило в состав Тюменской области — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий. По одному АО входило: в Архангельскую область — Ненецкий АО, в Иркутскую — Усть-Ордынский Бурятский, в Камчатскую — Корякский АО, в Магаданскую — Чукотский АО, в Пермскую — Коми-Пермяцкий АО и в Читинскую — Агинский Бурятский АО. Всего насчитывалось 10 автономных округов.

Процессы преобразования государственного устройства начались в 1990 г. В течение 1990-1991 гг. все АССР провозгласили свой государственный суверенитет. В 1991 г. из названия АССР было исключено слово «автономная» и они стали именоваться просто республиками в составе России. В этом же году правовой статус автономных областей, кроме Еврейской автономной области, был повышен до статуса республики. Все автономные области, в том числе и Еврейская, вышли из состава соответствующих краев и стали входить в Российскую Федерацию непосредственно. Многие республики изменили свои наименования в соответствии со своими национальными языками: Башкортостан, Марий Эл, Татарстан. Другие республики стали использовать двойное наименование на национальном и русском языках: Саха (Якутия), Калмыкия — Хальмг-Тангч, Чувашская республика — Чаваш республики. Законом Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. Чечено-Ингушская Республика была разделена на две республики — Чеченскую и Ингушскую. Таким образом, к моменту принятия Конституции Российской Федерации в составе России уже имелась 21 республика и осталась одна автономная область.

Были сохранены все б краев и 49 областей. Некоторые области изменили свои названия в связи с возвращением исторических наименований их областным центрам. Так, Горьковская область стала именоваться Нижегородской, Калининская — Тверской и Куйбышевская — Самарской. Города Москва и Ленинград (с 1991 г. — Санкт-Петербург) стали именоваться городами федерального значения. Десять автономных округов сохранили свои наименования и вхождение в состав соответствующих краев и областей. Исключение составляет Чукотский АО, который в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 июня 1992 г. вышел из состава Магаданской области и входит в состав Российской Федерации непосредственно.

31 марта 1992 г. в Москве было подписано три федеративных договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе РФ (первый договор), между федеральными органами государственной власти и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в составе РФ (второй договор) и между федеральными органами государственной власти и органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ (третий договор). Федеральный договор не подписали Республика Татарстан и Чечено-Ингушская Республика. Тексты всех трех договоров были включены в Конституцию 1978 г. в качестве ее составной части. Эти договоры придали статус субъектов федерации не только республикам, как ранее, но и краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам.

Подписание федеративных договоров в 1992 г. дало основание некоторым авторам утверждать, что современная Россия является договорной либо, по крайней мере, договорно-конституционной федерацией. Прежде всего необходимо оговориться, как понимать сами термины «договорная федерация», «конституционная федерация» и т. д. В конституционном праве зарубежных стран договорной федерацией признается объединение ранее независимых государств в одно целое, а конституционной — наоборот, разделение ранее унитарного государства на составные части, имеющие статус субъекта федерации. Договорно-конституционная федерация характеризуется тем, что часть субъектов федерации добровольно объединилась в союзное государство на основе договора, а другая часть присоединилась к федерации иным путем. Такой федерацией формально был бывший СССР. Договорно-конституционной федерацией являются современные США, так как только 13 «первоначальных» штатов ратифицировали федеральную конституцию, а остальные штаты вошли в федерацию иным путем. С этой, и единственно верной, на наш взгляд, точки зрения и следует характеризовать современную Российскую Федерацию. Она никак не может быть признана договорной, поскольку федеративные договоры, подписанные 31 марта 1992 г., вовсе не учредили новое федеративное государство, а лишь разграничили предметы ведения и полномочия между органами власти федерации и ее субъектов в рамках уже существующего государства. Естественно, не происходило и объединения ранее независимых государств в федерацию. С этих позиций современную Россию нельзя назвать и договорно-конституционной федерацией. Федеративное устройство России, причем впервые в ее многовековой истории, было установлено только Конституцией 1993 г. на основе уже существовавшего национально-территориального и административно-территориального деления фактически унитарного государства — РСФСР. Субъектами Российской Федерации являются уже сформировавшиеся ранее 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов, исторический процесс образования которых показан нами с древнейших времен до наших дней, т. е. Российская Федерация формировалась по принципу «сверху вниз», что характерно для конституционной федерации. Таким образом, современная Россия — конституционная федерация. Такая точка зрения встречается в литературе."

Однако при характеристике Российской Федерации многие отечественные авторы по-другому понимают смысл договорной и конституционной федерации. Договорной признается такая федерация, в которой разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами регулируется договорами между ними. В конституционной федерации эти вопросы регулируются соответственно конституцией. С этих же позиций различаются договорно-конституционные и конституционно-договорные федерации. Так, И. А. Умнова считает, что «Под договорно-конституционной федерацией понимается федеративное государство, учрежденное договором и конституцией, где приоритет с точки зрения юридического верховенства отдается договору. Представление о России как о договорно-конституционной либо даже просто договорной федерации распространено в республиканских юридических школах. Конституционно-договорная федерация характеризуется тем, что разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами регулируется как конституцией, так и договорами. Приоритет при этом принадлежит конституции. В общем-то, именно таким образом данный вопрос решается Конституцией Российской Федерации 1993 г. Поэтому очень многими современная Россия признается конституционно-договорной федерацией. В то же время, исходя из того же приоритета конституции перед договорами, современная Россия характеризуется в качестве только конституционной федерации.

Впрочем, все это лишь споры о терминах, а вот проблема разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерацией и ее субъектов действительно является актуальной и характеризует механизм современного российского государства с точки зрения ее государственного устройства и разделения властей по вертикали. Конституция Российской Федерации 1993 г. разделила предметы ведения и полномочий по трем сферам: в сфере исключительной компетенции федерации, совместной компетенции и, по остаточному принципу, исключительной компетенции субъекта федерации (ст. 71, 72, 73). Такой вариант разграничения компетенции вполне приемлем для механизма правового государства и соответствует мировой практике. Кроме того, Конституция Российской Федерации допускает и договорное разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти ее субъектов (ст. 11). Это, на наш взгляд, очень радикальное конституционное положение, показывающее гибкость федеративных отношений в России. Оно свидетельствует об отказе федерального центра диктовать свою волю субъектам Российской Федерации, о так называемом кооперативном федерализме, тенденции, развитие которой прослеживается и в современных зарубежных развитых федеративных государствах. Радует тот факт, что договорной процесс наконец урегулирован Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 г.

Система органов государственной власти субъектов федерации определяется ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов власти, установленных федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции). Такой закон еще не принят, что позволяет субъектам федерации достаточно свободно строить свой государственный механизм. Разделение властей по горизонтали в субъектах Российской Федерации может существенно отличаться от установленного в федеральном центре. Это, в свою очередь, порождает и разнообразие форм республиканского правления в субъектах Российской Федерации.

Думается, что такое разнообразие только лишний раз подчеркивает подлинно федеративный, а следовательно, и демократический правовой характер государственного механизма России с точки зрения ее государственного устройства.