Новости
04.09.2022
Юридические услуги: взыскание задолженностей и страховая ...
С неприятностью в виде необходимости взыскания долгов с физических и юридических лиц можно столкнуться практически в каждый момент.Взыскание долгов ...

подробнее
04.07.2022
Вопрос обмена авиабилетов
Как показывает практика, чем дороже Вы купили авиабилет, тем больше вероятность, что Вы сможете его сдать обратно и получить полную стоимость. Так ...

подробнее
28.04.2022
О возможности использования эквайринга самозанятыми
Оплата за товары и услуги банковской картой стала обычным явлением для большинства населения нашей страны. В случае покупок на большие суммы подобная ...

подробнее
02.03.2022
Как обезопаситься от мошенников на Форекс
Начнем с объяснения основных терминов. Форекс является одной из современных бирж, где участники зарабатывают на изменении курсов валют различных ...

подробнее
22.02.2022
Покупаем турецкую недвижимость. Финансовые тонкости.
Турецкая недвижимость является весьма привлекательной для иностранных инвесторов. Особенно ее привлекательность возрастает, когда родная экономика не ...

подробнее
22.02.2022
Восстановление прав дольщиков на примере работ, выполненных ...
Более 1 тыс. будущих собственников квартир восстановили свои права на недвижимое имущество за последние 2 года в Самарской области.Этому ...

подробнее

Правотворчество и систематизация нормативно-правовых актов

В процессе действия нормативно-правовые акты могут изменяться, дополняться; могут приниматься (издаваться) новые НПА.

В таком случае имеет место правотворчество (законотворчество), под которым понимается деятельность уполномоченных, должностных лиц по принятию (изданию), переработке и отмене нормативно-правовых актов.

С правотворчеством тесно связана систематизация нормативно-правовых актов, под которой понимается их упорядочение, приведение в более или менее единую систему. Иногда говорят при этом о систематизации законодательства, под которым понимается законодательство в широком смысле как совокупность не только законов, но и иных нормативно-правовых актов.

Выделяют два основных вида систематизации нормативно-правовых актов — инкорпорацию и кодификацию, иногда говорят и о третьем виде систематизации — консолидации нормативно-правовых актов.

Инкорпорация — это упорядочение нормативно-правовых актов в определенном порядке — хронологическом, тематическом, алфавитном и т. д. Инкорпорация делится на официальную и неофициальную. Официальной информацией являются своды законов, в которых нормативно-правовые акты группируются как в хронологическом, так и в тематическом порядке. Полный Свод Законов существовал в Российской Империи. В бывшем СССР была начата работа над Сводом Законов СССР и РСФСР.

В современной Российской Федерации примером официальной инкорпорации является «Собрание законодательства Российской Федерации», Оно состоит из пяти разделов:

1) ФКЗ и ФЗ;

2) акты палат Федерального Собрания (постановления, обращения, декларации);

3) указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

4) постановления и распоряжения правительства Российской Федерации;

5) решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Неофициальная инкорпорация осуществляется научными и образовательными учреждениями, юридическими и иными издательствами, отдельными гражданами и т. д. в виде сборников законодательства и нормативно-правовых актов. Публикация текста нормативно-правовых актов в таких сборниках не является официальной и на них нельзя ссылаться при решении конкретных юридических дел. Примером неофициальной инкорпорации являются и многочисленные компьютерные системы.

Кодификация — это упорядочение нормативно-правовых актов, приводящее к созданию нового крупного нормативно-правового акта, охватывающего, как правило, целые отрасли права и законодательства. Результатом кодификации является принятие кодексов, имеющих силу ФЗ. В Российской Федерации кодексы имеются практически во всех отраслях права. Новыми российскими кодексами являются: Гражданский кодекс (1 и 2 части), Семейный кодекс, Уголовный кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и др. В то же время продолжают действовать кодексы бывшего РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс законов о труде РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Процесс кодификации в настоящее время активно продолжается, на очереди принятие нового Уголовно-процессуального кодекса, Гражданского процессуального кодекса, Трудового кодекса и др.

Кодифицированными нормативно-правовыми актами являются также немногочисленные Основы законодательства Российской Федерации. В бывшем СССР Основы законодательства Союза ССР и союзных республик имели верховенство над соответствующими республиканскими кодексами (например, Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик верховенствовали над уголовно-процессуальными кодексами союзных республик). В современной Российской

Федерации Основы законодательства принимаются по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции Российской Федерации). Так, в настоящее время действуют Основы законодательства РФ о нотариате, об охране здоровья граждан и некоторые другие. Нормативно-правовые акты по этим вопросам вправе принимать (издавать) и в субъектах Российской Федерации, но они не должны противоречить Основам законодательства Российской Федерации. Некоторые кодексы в Российской Федерации называются уставами, например Транспортный устав железных дорог Российской Федерации, уставы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований.

Консолидация нормативно-правовых актов представляет собой промежуточную форму между инкорпорацией и кодификацией. Если при инкорпорации новый нормативно-правовой акт не создается, а при кодификации фактически создается новый, крупный нормативно-правовой акт — кодекс, или Основы законодательства, или устав, то консолидация — это сведение в один акт — ФЗ или подзаконный акт — ранее разрозненных нормативно-правовых актов. В сущности, от кодификации консолидация отличается только по внешней форме, по наименованиям вновь созданных нормативно-правовых актов. Иногда кодификацию считают отдельной формой правотворчества, а к систематизации относят только инкорпорацию и консолидацию.