Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Правотворчество и систематизация нормативно-правовых актов

В процессе действия нормативно-правовые акты могут изменяться, дополняться; могут приниматься (издаваться) новые НПА.

В таком случае имеет место правотворчество (законотворчество), под которым понимается деятельность уполномоченных, должностных лиц по принятию (изданию), переработке и отмене нормативно-правовых актов.

С правотворчеством тесно связана систематизация нормативно-правовых актов, под которой понимается их упорядочение, приведение в более или менее единую систему. Иногда говорят при этом о систематизации законодательства, под которым понимается законодательство в широком смысле как совокупность не только законов, но и иных нормативно-правовых актов.

Выделяют два основных вида систематизации нормативно-правовых актов — инкорпорацию и кодификацию, иногда говорят и о третьем виде систематизации — консолидации нормативно-правовых актов.

Инкорпорация — это упорядочение нормативно-правовых актов в определенном порядке — хронологическом, тематическом, алфавитном и т. д. Инкорпорация делится на официальную и неофициальную. Официальной информацией являются своды законов, в которых нормативно-правовые акты группируются как в хронологическом, так и в тематическом порядке. Полный Свод Законов существовал в Российской Империи. В бывшем СССР была начата работа над Сводом Законов СССР и РСФСР.

В современной Российской Федерации примером официальной инкорпорации является «Собрание законодательства Российской Федерации», Оно состоит из пяти разделов:

1) ФКЗ и ФЗ;

2) акты палат Федерального Собрания (постановления, обращения, декларации);

3) указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

4) постановления и распоряжения правительства Российской Федерации;

5) решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Неофициальная инкорпорация осуществляется научными и образовательными учреждениями, юридическими и иными издательствами, отдельными гражданами и т. д. в виде сборников законодательства и нормативно-правовых актов. Публикация текста нормативно-правовых актов в таких сборниках не является официальной и на них нельзя ссылаться при решении конкретных юридических дел. Примером неофициальной инкорпорации являются и многочисленные компьютерные системы.

Кодификация — это упорядочение нормативно-правовых актов, приводящее к созданию нового крупного нормативно-правового акта, охватывающего, как правило, целые отрасли права и законодательства. Результатом кодификации является принятие кодексов, имеющих силу ФЗ. В Российской Федерации кодексы имеются практически во всех отраслях права. Новыми российскими кодексами являются: Гражданский кодекс (1 и 2 части), Семейный кодекс, Уголовный кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и др. В то же время продолжают действовать кодексы бывшего РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс законов о труде РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Процесс кодификации в настоящее время активно продолжается, на очереди принятие нового Уголовно-процессуального кодекса, Гражданского процессуального кодекса, Трудового кодекса и др.

Кодифицированными нормативно-правовыми актами являются также немногочисленные Основы законодательства Российской Федерации. В бывшем СССР Основы законодательства Союза ССР и союзных республик имели верховенство над соответствующими республиканскими кодексами (например, Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик верховенствовали над уголовно-процессуальными кодексами союзных республик). В современной Российской

Федерации Основы законодательства принимаются по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции Российской Федерации). Так, в настоящее время действуют Основы законодательства РФ о нотариате, об охране здоровья граждан и некоторые другие. Нормативно-правовые акты по этим вопросам вправе принимать (издавать) и в субъектах Российской Федерации, но они не должны противоречить Основам законодательства Российской Федерации. Некоторые кодексы в Российской Федерации называются уставами, например Транспортный устав железных дорог Российской Федерации, уставы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований.

Консолидация нормативно-правовых актов представляет собой промежуточную форму между инкорпорацией и кодификацией. Если при инкорпорации новый нормативно-правовой акт не создается, а при кодификации фактически создается новый, крупный нормативно-правовой акт — кодекс, или Основы законодательства, или устав, то консолидация — это сведение в один акт — ФЗ или подзаконный акт — ранее разрозненных нормативно-правовых актов. В сущности, от кодификации консолидация отличается только по внешней форме, по наименованиям вновь созданных нормативно-правовых актов. Иногда кодификацию считают отдельной формой правотворчества, а к систематизации относят только инкорпорацию и консолидацию.