Новости
05.02.17
Закон и мораль в разрешении семейных споров
Закон охраняет семейные ценности и традиции, формирует ответственности сторон семейных взаимоотношений, защищает права и интересы каждого члена конкретной ячейки общества.


подробнее
30.01.17
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
27.01.17
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Система права

В советской науке теории государства и права понятие «система права» часто определялось как результат систематизации юридических норм, созданных государством, т. е. «система права» — это продукт сознательной целенаправленной деятельности государственных органов. Такое определение вполне согласуется с господствующим в то время позитивистским пониманием права: если государство создает право, то оно же и создает его систему.

С естественноправовой точки зрения система права, т. е. его упорядоченность, имеет не созданное государством, волеустановленное, а естественное объективное происхождение.

Система права — есть внутреннее строение (структура) права, объективно отражающее объединение и дифференциацию правовых норм.

Основной ячейкой права, таким образом, является правовая норма (норма права), или юридическая норма. В нормах права содержится общеобязательное правило поведения, действующее непрерывно во времени, распространяющееся на неопределенное количество лиц. Иногда норма права не содержит правило поведения, но неразрывно связана с теми нормами, которые его содержат. Норма права имеет свою внутреннюю структуру (строение), которая определяется логическим путем по принципу (формуле) «если — то — иначе» и состоит из гипотезы (если), диспозиции (то), санкции (иначе).

Гипотеза (предложение) — это та часть нормы права, в которой устанавливаются определенные условия, при наличии которых норма начинает действовать. Гипотезы бывают простыми и альтернативными. В простых гипотезах указывается лишь одно условие, при наличии которого норма права начинает действовать, при сложной — два или более условия: при альтернативной гипотезе указывается на несколько условий, и при наличии любого из них норма права начинает действовать. Примеры каждого из видов гипотез можно проиллюстрировать на примере норм, содержащихся в Законе Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 21 апреля 1991 г. (далее — Закона о гражданстве)

Так, в ст. 14 Закона о гражданстве сказано, что «ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации (одно условие), является гражданином Российской Федерации». В этой норме имеется простая гипотеза. В ч. 2 ст. 17 Закона о гражданстве говорится, что «ребенок, родившийся на территории Российской Федерации (одно условие) от лиц без гражданства (второе условие), является гражданином Российской Федерации». В этом случае имеется сложная гипотеза. Альтернативную гипотезу можно обнаружить в ст. 20 Закона о гражданстве, которая предусматривает два условия восстановления в гражданстве Российской Федерации для лиц, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с установлением опеки или попечительства, или для лиц, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с изменением гражданства родителей.

Диспозиция — это часть нормы права, в которой содержится само общеобязательное правило, указывающее, каким должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных в гипотезе, или на то, какое поведение запрещено, если имеются условия, предусмотренные гипотезой. Например, в рассмотренных ст. 14 и 17 Закона о гражданстве диспозиция нормы права выражена словами «ребенок является гражданином Российской Федерации». Это правило, обязательное для органов государства, уполномоченных решать вопрос о гражданстве (Президент Российской Федерации, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, МВД, МИД, дипломатические и консульские представительства Российской Федерации — ст. 32 Закона о гражданстве).

Диспозиции могут быть простыми, описательными, отсылочными (ссылочными) и бланкетными.

Простая диспозиция называет правило поведения, но не разъясняет его (например, п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федеpации (далее — ГК РФ) устанавливает, что «товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются по всей территории РФ», но не разъясняется, что такое товары, услуги и финансовые средства).

Описательные диспозиции не только называют правило поведения, но и описывают, разъясняют его (например, в ст. 20 ГК РФ записано, что «Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или временно проживает»).

Отсылочная диспозиция не называет прямо правило поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой норме, содержащейся в том же законе или нормативно-правовом акте (например, ст. 164 ГК РФ предусматривает, что «сделки с землей и другим имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 настоящего кодекса»).

Бланкетная диспозиция — это разновидность отсылочной диспозиции, но в ней содержится отсылка не на тот же закон или нормативно-правовой акт, а на какой-либо другой закон или нормативно-правовой акт (например, п. 2 ст. 24 ГК РФ предписывает, что «перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством»).

Санкция — это неблагоприятные последствия, возникающие в случае нарушения диспозиции нормы права. Оно может предусматривать:

а) юридическую ответственность за правонарушения, выраженную в мерах взыскания или наказания в случае совершения преступления (штраф, взыскание материального ущерба за гражданско-правовые нарушения; административный арест за совершение административного правонарушения; выговор; увольнение за совершение дисциплинарного правонарушения и т. д.). Такие санкции называют еще штрафными, или карательными;

б) меры предупредительного воздействия (например, арест имущества в целях обеспечения возможности конфискации его судом, арест (содержание под стражей) как мера пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления);

в) меры защиты по восстановлению нарушенных прав (восстановление на прежней работе незаконно уволенного работника, от мена незаконного акта государственного или муниципального органа, судебного решения и т. д.);

г) неблагоприятные последствия, возникающие в результате поведения самого участника правоотношений (например, утрата больным пособия по временной нетрудоспособности вследствие на рушения больничного режима или неявки без уважительной причины на врачебный осмотр).

По объему и размеру неблагоприятных последствий санкции разделяются на абсолютные, относительно определенные, альтернативные и кумулятивные.

Лучше всего такие санкции рассмотреть на примере уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за совершение преступлений.

Абсолютная санкция точно определяет размер и вид наказания. В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации (далее — УК РФ) таких санкций нет.

В УК 1960 г. содержалась одна такая санкция за посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника с отягчающими обстоятельствами, за которое согласно ст. 191 УК 1960 г. безальтернативно выносился приговор к смертной казни. Такие санкции можно обнаружить в других законах. Так, ч. 2 ст. 215 Кодекса законов о труде РСФСР (далее — КЗОТ) устанавливает, что при задержке работодателем исполнения решения суда о восстановлении на работе «суд, принявший такое решение, выносит определение о выплате ему заработка или части заработка за все время задержки»- (неблагоприятное последствие для работодателя).

Относительно определенные санкции имеют широкое распространение в уголовном праве. Они выражаются словами «наказывается лишением свободы на срок от... до...», т. е. они указывают размеры минимального и максимального наказания.

Альтернативные санкции — это такие санкции, в которых неблагоприятные последствия названы и перечислены через соединительно-разделительные союзы «и», «или», «либо».

Например, санкция ст. 214 УК РФ «Вандализм» (осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах) — штраф в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательные работы на срок от 120 до 180 часов, либо исправительные работы на срок от 6 месяцев до 1 года, либо арест до 3 месяцев.

При этом суд может выбрать и назначить одно из любых перечисленных в санкции наказаний.

Кумулятивные санкции предусматривают два неблагоприятных последствия, которые наступают одновременно. Например, санкция ч. 3 ст. 200 УК РФ — обман потребителей в крупном размере — лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Нормы права принято также подразделять на регулятивные (правоустановительные) и охранительные.

В регулятивных нормах содержатся предписания, представляющие участникам общественных отношений определенные права и обязанности. Они в свою очередь делятся на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют участнику свободу выбора своего поведения. Они обычно выражаются словами «вправе», «каждый имеет право», «может», «допускается». (Например, ст. 72 ГК РФ устанавливает, что «каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества»). Ст. 32 Конституции Российской Федерации провозглашает: «Каждый имеет право быть избранным». Ст. 205 КЗОТ предусматривает, что «работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права». В ст. 14 ГК РФ сказано: «Допускается самозащита гражданских прав». Участник общественного отношения во всех таких случаях может либо использовать, либо не использовать предоставленное ему право.

Обязывающие нормы права предписывают участнику общественных отношений определенное правило поведения, от которого он не может отступиться. Они выражаются словами «обязан», «должен». Например, ст. 57 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «каждый обязан платить государству установленные налоги и сборы» и т. д.

Запрещающие нормы — содержат запрет на какое-либо поведение под угрозой наступления неблагоприятных последствий для правонарушителя. Они могут выражаться словами «запрещается», «не вправе». Например, ч. 1 ст. 63 КЗОТ предусматривает, что «работа в выходные дни запрещается» (правило для работодателя). П. 2 ст. 290 ГК РФ устанавливает: «Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома...».

Во многих статьях запрет на совершение определенного действия или бездействия словами явно не выражается, а подразумевается. Таковы, например, все нормы, предусматривающие ответственность за совершение преступлений и административных правонарушений.

Охранительные нормы права не устанавливают какое-либо правило поведения, а только фиксируют порядок наступления неблагоприятных последствий за нарушение правовых запретов. Это, например, нормы о видах наказания, порядке наказания и освобождения от него в уголовном праве (например, ст. 44 УК РФ перечисляет виды наказания). Охранительные нормы следует отличать от санкций запрещающих норм, в которых устанавливается вид и мера взыскания или наказания (в уголовном праве) за совершение правонарушения, за нарушение этой нормы.

Не содержат определенного правила поведения, но тесно связаны с ними также нормы-принципы и нормы-дефиниции.

Принципы — это исходные начала, определяющие суть, смысл связанных с ними норм. Например, ст. 2 Конституции Российской Федерации определяет, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В науке конституционного права положение этой статьи называют принципом гуманизма. Все иные статьи Конституции Российской Федерации могут быть истолкованы только в соответствии с этим принципом.

Дефиниции — это определение основных понятий и категорий, используемых или подразумеваемых в других нормах права, связанных с дефинициями. Например, в ст. 14 УК РФ дается общее понятие преступления, а в ст. 43 УК РФ — понятие наказания и т. д.

Нормы права не могут действовать отдельно, изолированно друг от друга, поэтому они объединяются в определенные совокупности, являющиеся самостоятельными составными частями системы права. В теории государства и права выделяют в этой связи отрасли, подотрасли и институты права.

Отрасль права — это крупнейшая составная часть системы права, наиболее крупная совокупность норм права, регулирующих качественно однородные общественные отношения, возникающие в крупной сфере правового регулирования. Критерием выделения отраслей права является предмет и метод правового регулирования.