Новости
04.09.2022
Юридические услуги: взыскание задолженностей и страховая ...
С неприятностью в виде необходимости взыскания долгов с физических и юридических лиц можно столкнуться практически в каждый момент.Взыскание долгов ...

подробнее
04.07.2022
Вопрос обмена авиабилетов
Как показывает практика, чем дороже Вы купили авиабилет, тем больше вероятность, что Вы сможете его сдать обратно и получить полную стоимость. Так ...

подробнее
28.04.2022
О возможности использования эквайринга самозанятыми
Оплата за товары и услуги банковской картой стала обычным явлением для большинства населения нашей страны. В случае покупок на большие суммы подобная ...

подробнее
02.03.2022
Как обезопаситься от мошенников на Форекс
Начнем с объяснения основных терминов. Форекс является одной из современных бирж, где участники зарабатывают на изменении курсов валют различных ...

подробнее
22.02.2022
Покупаем турецкую недвижимость. Финансовые тонкости.
Турецкая недвижимость является весьма привлекательной для иностранных инвесторов. Особенно ее привлекательность возрастает, когда родная экономика не ...

подробнее
22.02.2022
Восстановление прав дольщиков на примере работ, выполненных ...
Более 1 тыс. будущих собственников квартир восстановили свои права на недвижимое имущество за последние 2 года в Самарской области.Этому ...

подробнее

Верховенство права как признак правового государства

По поводу этого признака прежде всего необходимо отметить, что в отечественной науке распространено мнение о том, что правовому государству присуще не верховенство права, а верховенство закона. Вполне понятно, что, по-видимому, этими и другими авторами имелось в виду, что законам не должны противоречить и стоять над ними многочисленные подзаконные и зачастую ведомственные акты. Но в таком случае следует говорить не о безусловном верховенстве закона, а лишь о верховенстве его над подзаконным актом. Просто же верховенство закона в государстве и обществе не может служить основанием для признания такого государства правовым, поскольку законы, принимаемые и применяемые в государстве, могут быть и неправовыми и несправедливыми.

Верховенство права, как признак правового государства, следует понимать в нескольких аспектах.

Во-первых, он означает связанность государства правом, ограниченность его правом. Вся деятельность государства, и правотворческая и правоприменительная, должна основываться на правовых требованиях, не выходить за рамки права, не противоречить ему.

Во-вторых, принимаемые в государстве законы должны быть основаны на праве, не противоречить праву, иными словами, быть правовыми законами.

В-третьих, особое значение среди правовых законов должна иметь конституция в формальном или материальном смысле. Конституция в Новое время приобрела значение, близкое к понятию права вообще, о чем свидетельствует главный юридический документ французской революции — Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г., в которой было записано: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».

Все иные нормативно-правовые акты, в том числе и законы, должны соответствовать конституции и не противоречить ей. Одной из важнейших гарантий соответствия законов и иных нормативно-правовых актов конституции является система конституционного контроля, которая осуществляется судами, в том числе специализированными конституционными судами, либо иными так называемыми квазисудебными органами (например, конституционные советы во Франции, Казахстане).

В России федеральным органом конституционного контроля является Конституционный Суд Российской Федерации. Он вправе признать не соответствующими Конституции Российской Федерации любые законы и нормативно-праврвые акты. В соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения; акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

В-четвертых, правовые законы должны приниматься уполномоченными на то органами (только представительными органами законодательной власти) и в соответствии со строго установленной конституцией процедурой. Законы подлежат официальному опубликованию. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации неопубликованные законы не применяются; равным образом не применяются любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

В-пятых, представления о господстве права над государством, о верховенстве права являются преобладающими как в юридической науке, так и в обществе в целом.