Новости
30.09.16
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
28.09.16
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Верховенство права как признак правового государства

По поводу этого признака прежде всего необходимо отметить, что в отечественной науке распространено мнение о том, что правовому государству присуще не верховенство права, а верховенство закона. Вполне понятно, что, по-видимому, этими и другими авторами имелось в виду, что законам не должны противоречить и стоять над ними многочисленные подзаконные и зачастую ведомственные акты. Но в таком случае следует говорить не о безусловном верховенстве закона, а лишь о верховенстве его над подзаконным актом. Просто же верховенство закона в государстве и обществе не может служить основанием для признания такого государства правовым, поскольку законы, принимаемые и применяемые в государстве, могут быть и неправовыми и несправедливыми.

Верховенство права, как признак правового государства, следует понимать в нескольких аспектах.

Во-первых, он означает связанность государства правом, ограниченность его правом. Вся деятельность государства, и правотворческая и правоприменительная, должна основываться на правовых требованиях, не выходить за рамки права, не противоречить ему.

Во-вторых, принимаемые в государстве законы должны быть основаны на праве, не противоречить праву, иными словами, быть правовыми законами.

В-третьих, особое значение среди правовых законов должна иметь конституция в формальном или материальном смысле. Конституция в Новое время приобрела значение, близкое к понятию права вообще, о чем свидетельствует главный юридический документ французской революции — Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г., в которой было записано: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».

Все иные нормативно-правовые акты, в том числе и законы, должны соответствовать конституции и не противоречить ей. Одной из важнейших гарантий соответствия законов и иных нормативно-правовых актов конституции является система конституционного контроля, которая осуществляется судами, в том числе специализированными конституционными судами, либо иными так называемыми квазисудебными органами (например, конституционные советы во Франции, Казахстане).

В России федеральным органом конституционного контроля является Конституционный Суд Российской Федерации. Он вправе признать не соответствующими Конституции Российской Федерации любые законы и нормативно-праврвые акты. В соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения; акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

В-четвертых, правовые законы должны приниматься уполномоченными на то органами (только представительными органами законодательной власти) и в соответствии со строго установленной конституцией процедурой. Законы подлежат официальному опубликованию. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации неопубликованные законы не применяются; равным образом не применяются любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

В-пятых, представления о господстве права над государством, о верховенстве права являются преобладающими как в юридической науке, так и в обществе в целом.