Новости
14.09.2024
Нормативные требования к обслуживанию газового оборудования ...В настоящее время действует норма, согласно которой все газовые трубы в пределах одного дома все газовое оборудование в квартирах должна обслуживать ... подробнее 13.09.2024
Отдельные аспекты обустройства и использования тротуаровДля обустройства тротуаров могут быть применены различные материалы. Чаще всего используется традиционный асфальт. На старых, давно не ... подробнее 05.08.2024
Каким бывает банкротство юридического лицаНе все бизнесы успешны. Есть случаи откровенно неудачных вложений средств, есть непредсказуемый рынок. Если причина неудачи появилась без содействия ... подробнее 28.07.2024
Роль экспертизы в рассмотрении дел о ДТПАктивный городской трафик и высокие скорости наряду с неуверенным маневрированием на загородных трассах являются причинами ДТП. При рассмотрении ... подробнее 18.04.2024
Юридические аспекты казначейского сопровождения ...Государственный контракт предполагает достижение целей и решение задач, которые явно описаны внутри контракта. К целям и задачам привязано ... подробнее 15.03.2024
Изменения нормативной базы использование дроновНормативная база относительно возможности использования дронов регулярно пересматривается. Связано это с бурным развитием техники в данном ... подробнее |
Формы государстваОсобенности организации и функционирования механизма того или иного государства тесно взаимосвязаны с его формами. Под формой государства понимают внешнее выражение его сущности, рассматриваемое в единстве трех элементов: формы политического режима, формы правления и формы государственного устройства. Определяющее значение при этом имеют формы политического режима. Политический режим — это способы, методы осуществления государственной власти. Политический режим выражает не только внешнюю форму государства, но и характеризует его сущность. Государства, внешне одинаковые по двум другим элементам — форме правления и форме государственного устройства, могут существенно различаться между собой по форме политического режима. Политический режим может быть демократическим и антидемократическим. Последний, в свою очередь, может быть авторитарным и тоталитарным. Соответственно этому различаются демократические и антидемократические (авторитарные или тоталитарные) государства. В демократическом государстве признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина, существует многопартийность (политический плюрализм), свободные выборы в представительные органы власти, отсутствует единая и обязательная идеология и религия (идеологический плюрализм), существует свобода экономической деятельности (экономический плюрализм), необходимый порядок и организованность в обществе поддерживаются за счет внутренних духовных и экономических факторов, а не силой государства. Вмешательство государства в дела человека и общества минимально. В демократическом государстве свободно функционирует гражданское общество, которое не нуждается в опеке государства. Государственный строй демократического государства основан на принципе разделения властей. В основном это государства западного типа. Полной противоположностью демократического государства является тоталитарное государство. В нем игнорируются и нарушаются права человека и гражданина, отсутствует политический, идеологический и экономический плюрализм. Для такого государства характерны однопартийность, несвободные выборы или полное отсутствие таковых, всеобъемлющее вмешательство государства во все сферы жизни человека и общества, тотальный контроль над ними. Государственный механизм тоталитарного государства основан на принципе единовластия. В прошлом тоталитарными государствами были сталинский СССР, гитлеровская Германия, в настоящее время Северная Корея. Авторитарные государства характеризуются более' мягким политическим режимом, чем тоталитарные. В нем может существовать многопартийность, но она часто формальная. То же самое относится к свободным выборам. Вмешательство государства в дела общества значительно, но не тотально. Необходимый порядок и организованность существуют в основном за счет государства и его органов, слабо развито гражданское общество. Отличие авторитарного режима от тоталитарного заключается в том, что тоталитарный режим ведет наступление против собственного народа, а авторитарный режим защищает себя от народа. Авторитарным государством многие признают СССР в последние годы его существования, другие считают, что во весь период существования Советской власти существовал тоталитарный режим. В любом случае суть обоих периодов одинакова — это антидемократические режимы, несовместимые с правовым государством, разделением властей, правами и свободами человека. Остальные элементы, формы государства характеризуют его внешнее выражение. Формы правления представляют собой организацию высшей государственной власти в стране, определенные способы ее осуществления, зависящие от политического режима. По форме правления государства обычно делятся на монархии и республики. Основное различие между ними заключается в способах замещения поста главы государства. В монархии этот пост, как правило, пожизненный, в республике — он выборный, и полномочия главы государства ограничены определенным сроком. В монархии глава государства имеет определенный титул — король, султан, император и т. д., а в республике глава государства обычно называется президентом. В некоторых государствах существует так называемый коллективный глава государства (например, бывший СССР, современная Швейцария). Все формы правления можно разделить на единовластные и основанные на разделении властей, причем как теми, так и другими могут быть и монархия, и республика. Монархии делятся на абсолютные и ограниченные. Абсолютные монархии — это всегда единовластная форма правления. В руках монарха сосредоточивается вся полнота государственной власти и нет ее разделения. В прошлом абсолютными монархиями были восточные деспотии (Египет, Вавилон, другие страны Древнего Востока), европейские абсолютные монархии в средние века (особенно Франция), самодержавная Россия до 1906 г. В современном мире абсолютные монархии в основном сосредоточены в районе Персидского залива, иначе их называют монархиями Арабского Востока: Оман, Саудовская Аравия, Катар. Абсолютной монархией является султанат Бруней. Среди абсолютных монархий современности выделяются абсолютные теократические монархии, в которых монарх соединяет в своих руках государственную (светскую) и духовную власть, являясь главой государственной церкви. В арабском мире такими монархами являются Оман, Саудовская Аравия, в Европе Ватикан — резиденция главы Католической церкви Папы Римского. Ватикан — весьма интересное с правовой точки зрения государство, но, к сожалению, специальных юридических научных исследований по Ватикану нам обнаружить не удалось. Ватикан — сравнительно молодое по времени образования государство, возникшее в 1929 г. на основе Латеранского договора между Италией и главой Римской Католической церкви — Папой Пием XI. Официальное название — город-государство Ватикан (по-итальянски Stato della Cita del Vaticano). По этому договору Италия признала за Папским престолом исключительную и абсолютную власть и суверенную юрисдикцию над Ватиканом. В 1947 г. итальянское учредительное собрание включило Латеранский договор в конституцию Итальянской Республики. Ватикан расположен в западной части города Рима — столицы Итальянской Республики. Площадь его составляет всего лишь 0,44 км. Постоянное население — около 1 тысячи человек, большинство из которых являются служащими ватиканских учреждений. Ватиканское подданство имеют около 700 человек (данные на 1993 г). С другой стороны, итальянский журнал Панорама {Panorama) без оснований характеризует Ватикан как «огромную империю, насчитывающую 710 млн. подданных — католиков, рассеянных по всему миру». Ватикан — типичная абсолютная монархия. Глава государства — Папа Римский (глава Католической церкви). Он избирается пожизненно коллегией кардиналов. Выборность Папы никак не влияет на монархическую форму правления, поскольку пост Папы является пожизненным и при этом выборы происходят из весьма ограниченного круга лиц, обладающих высшим духовным званием, — кардиналов. Папе принадлежит верховная законодательная, исполнительная и судебная власть. Парламент в Ватикане отсутствует. Действуют только совещательные органы: Вселенский Собор Римской Католической церкви, собираемый раз в несколько десятилетий; коллегия кардиналов; епископский собор. Папа Римский назначает членов правительства (римской курии), которое непосредственно управляет делами церкви и государства. Римскую курию возглавляет государственный секретарь Ватикана, выполняющий одновременно функции премьер-министра и министра иностранных дел. Своеобразными министерствами являются конгрегации. Делами самого государства Ватикан ведает комиссия, назначаемая Папой и состоящая из трех кардиналов, губернатора и генерального советника. Ограниченные монархии часто называют еще и конституционными. Однако имеются монархии ограниченные, но не конституционные. К таковым относятся Объединенные Арабские Эмираты. Они представляют собой федерацию, союз абсолютных монархий — эмиратов. Общий монарх избирается из среды эмиров сроком на 5 лет. Его власть ограничена, таким образом, определенным сроком, и к тому же он вынужден делить власть с остальными эмирами, т. е. имеется разделение властей по вертикали. Ограниченные конституционные монархии делятся на дуалистические и парламентские. Дуалистические монархии (от лат. du — два) характеризуются двумя основными носителями власти: законодательную власть осуществляет парламент, а исполнительную — монарх. Данная монархия основана на разделении властей. В прошлом такой монархией была Россия с 1906 по 1917 г. В настоящее время дуалистической является европейская монархия — Великое герцогство Люксембург. Наиболее распространенной формой монархии в современном мире является парламентская. «Родина» этой формы правления — Великобритания. Власть монарха при такой форме правления номинальная, фактически сведена к нулю; «он царствует, но не правит», сохранение поста монарха является всего лишь данью исторической традиции. Законодательную власть в парламентской монархии осуществляет парламент, правительство ответственно перед парламентом, он же осуществляет исполнительную власть. Значительную роль в жизни страны играет глава правительства, фактически выполняющий роль главы государства. Таких монархий немало в современной Европе: Бельгия, Великобритания, Дания, Монако, Нидерланды, Швеция, Норвегия. Парламентской монархией является также Япония. Республики (от лат. — respublica — общее дело) делятся на единовластные и основанные на разделении властей. Единовластные республики лишь формально похожи на республики, основанные на разделении властей. Им всегда присущ антидемократический политический режим. Они делятся, в свою очередь, на идеократические и неидеократические. В идеократических республиках отсутствуют идеологический и политический плюрализм. Обязательная государственная идеология может быть разной: марксистско-ленинской, национал-социалистической, религиозной. Примером идеократической республики служил СССР, где формально вся власть принадлежала Советам, что также свидетельствует о единовластии, а фактически — Коммунистической партии. Другой пример — гитлеровская Германия, вся власть в которой принадлежала национал-социалистической рабочей партии и ее лидеру — фюреру. Идеократической единовластной республикой с религиозной идеологией является современный Иран, где высшая власть сосредоточена в руках духовного руководителя — аятоллы. Иран — это теократическая единовластная республика, имеющая, без учета аятоллы, внешне республиканскую форму правления. Складывается очень интересная и нетипичная для цивилизованного государства ситуация: по всем формальным признакам Иран — президентская республика, в которой президент лично возглавляет кабинет министров. Президентской республике, как известно, присуще наиболее четкое, строгое разделение властей. Но вся система разделения властей в Иране оказывается совершенно непригодной, недейственной, так как имеется единоличное должностное лицо, стоящее над всеми ветвями власти, — аятолла, что у шиитов (один из толков ислама) означает «божественное знамение». Наибольшего расцвета единовластное теократическое государство в Иране достигло при правлении аятоллы Хомейни. Он в 1963 г. стал политическим лидером шиитов, с 1964 по 1979 г. находился в изгнании, после чего возглавил иранское государство. Характер теократического государства очень четко и откровенно определил сам Хомейни: «Всякая светская власть, в какой бы форме она ни выражалась, — дело рук сатаны... наш долг душить ее в зародыше и бороться со всеми ее последствиями». Неидеократические республики распространены в Африке, Океании. В них нет государственной или общеобязательной идеологии, но отсутствует политический плюрализм. В этих странах президенты нередко провозглашают себя правителями пожизненно, президент Центрально-Африканской Республики Бокассо провозгласил себя в 1976 г. императором. Наиболее единовластной республикой следует признавать Корейскую Народно-Демократическую Республику (коммунистическая идеократическая республика), покойный президент которой Ким Ир Сен объявлен вечным президентом, а этот пост пока никто не занимает. Официальный преемник Ким Ир Сена — его сын Ким Чен Ир занимает всего лишь пост Председателя Совета Обороны. Большинство современных республик основано на разделении властей. Первоначально сформировались две разновидности таких республик — президентская и парламентская. Президентская республика по форме правления близка дуалистической монархии, поэтому ее иногда называют дуалистической республикой. В такой республике наиболее последовательно осуществлен принцип разделения властей: законодательную власть осуществляет парламент, а исполнительную власть — президент, причем ему принадлежит вся полнота исполнительной власти, он не делит ее ни с кем. Правительство при президентской республике фактически отсутствует, его заменяет администрация президента, которая не является, как правительство, коллегиальным органом власти, а представляет собой собрание индивидуальных советников президента, так же индивидуально ответственных перед ним. В США — «родине» президентской формы правления — действует жесткая система сдержек и противовесов между органами власти. Президентскую форму правления, по образцу и подобию США, скопировали многие страны Латинской Америки, Африки, Океании, но их форма правления лишь внешне схожа с американской. В этих странах, как правило, установлен антидемократический режим. Иногда такие республики называют «суперпрезидентскими». Это неверное определение, так как, по логике вещей, в такой республике должно быть более последовательное разделение властей, еще более жесткая система сдержек и противовесов, но этого нет в силу антидемократического режима. На самом деле — это единовластные неидеократические республики. Можно сказать, что только в США, и более нигде, фактически существует президентская республика. Парламентская республика в большей степени распространена в Западной Европе (Германия, Австрия, Италия). По своим основным чертам она схожа с парламентской монархией. Место монарха, такое же номинальное, в такой республике занимает президент. Недостатком парламентской формы правления, как монархии, так и республики, является возможная нестабильность исполнительной власти в лице правительства, особенно если оно коалиционное, т. е. состоящее из представителей различных партий. В результате разногласий в парламенте правительство может быть отправлено в отставку, что, в свою очередь, может привести к политической и экономической нестабильности в стране. Так, в Италии только после Второй мировой войны правительство более 50 раз было отправлено в отставку. В то же время в президентской республике стабильность исполнительной власти в лице президента гарантируется на весь срок его полномочий, но зато существует угроза авторитаризма с его стороны, присвоение им диктаторских полномочий. Поэтому в последнее время начинают формироваться смешанные формы республиканского правления, сочетающие положительные черты президентской и парламентской республик. Наиболее распространенная из них — полупрезидентская республика. Впервые такая форма правления была установлена во Франции в 1958 г. (V Французская Республика). Основными чертами такой республики являются: 1) выборность президента, как и при президентской республике (в парламентской республике президент чаще всего избирается парламентом); 2) существует пост главы правительства, как и в парламентской республике (в президентской республике такого поста нет, исполнительную власть возглавляет лично президент); 3) исполнительная власть осуществляется президентом (как в президентской республике) и правительством (как в парламентской республике) совместно, т. е. президент делит исполнительную власть с правительством, чем обеспечивается своеобразное разделение властей «вглубь». Президент осуществляет общее руководство правительством, а глава правительства непосредственно руководит им; 4) правительство несет двойную ответственность: как перед президентом, так и перед парламентом. , Полупрезидентская республика в настоящее время установлена также в Португалии (1976 г.) и практически во всех бывших советских республиках и бывших социалистических странах, за исключением Латвии, где действует парламентская республика (по довоенной конституции). В последнее время такая же республика в результате конституционных изменений установлена в Молдавии. Нетрудно заметить, что все эти страны пережили в прошлом тоталитарный режим (в Португалии — фашистский). Во Франции сложилась несколько иная ситуация. Становление во Франции смешанной формы правления было обусловлено конкретной социально-политической ситуацией, сложившейся в стране к концу 50-х гг. Существовавшая во Франции с 1946 г. IV Республика была парламентской по форме правления с весьма «слабым» коалиционным правительством. Весной 1958 г. в стране разразился острый политический кризис, вызванный беспрерывной сменой правительств, махинациями в парламенте, что окончательно подорвало доверие населения к власти. К тому же возник кровопролитный мятеж во французском Алжире, В этих условиях во главе правительства встал генерал де Голль — выдающийся военачальник Второй мировой войны, национальный герой Франции. Ему было поручено выработать и представить на референдум проект новой конституции Франции. В этой конституции, принятой референдумом в том же 1958 г., учитывая те недостатки парламентаризма, которые привели к политическому кризису, была усилена роль исполнительной власти и особенно президента республики. Другие формы смешанных республик могут характеризоваться определенным тяготением к президентской либо парламентской формам правления. Примером первой такой республики является Финляндия, а второй — Швейцария. Третий элемент формы государства — форма государственного устройства (национально-территориального и административно-территориального устройства). Этот элемент характеризует внутреннее устройство государства и выражается в определенных способах распределения государственной или иной публичной власти между центральными (федеральными) органами государственной власти в территориальных единицах государства. Под иной публичной властью в данном случае понимаются властные полномочия органов местного самоуправления. По форме государственного устройства государства обычно делят на унитарные и федеративные. Унитарные государства (от лат. unus — один) состоят из административно-территориальных единиц (областей, провинций, округов и т. д.), которые не имеют собственных органов государственной власти, — вся государственная власть сосредоточена в центре. Иными словами, унитарное государство называют единым и неделимым. В зависимости от организации власти в территориальных единицах, т. е. на местах, унитарные государства делятся на централизованные (жестко централизованные), относительно централизованные, относительно децентрализованные и полностью децентрализованные. В данном случае имеется в виду децентрализация публичной власти, включающей в себя и государственную власть, и власть органов местного самоуправления. Существует два основных способа организации власти на местах — местное управление и местное самоуправление. Местное управление — осуществление власти на местах представителями центральной власти. Местное самоуправление — это осуществление власти выборными от населения органами, которые осуществляют управление самостоятельно в пределах своей компетенции. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Если на местах осуществляется только местное управление, то такие государства называются жестко централизованными или просто централизованными. Таким государствам всегда присущ антидемократический режим и единовластная форма правления. Например, в бывшем СССР власть на местах принадлежала Советам, которые хотя и были выборными органами власти, но входили в единую систему органов государственной власти и подчинялись вышестоящим Советам, т. е. не были органами местного самоуправления. Очень редко местное самоуправление отсутствует и в государствах с демократическим режимом. В недалеком прошлом таким государством было Великое герцогство Люксембург. Такие государства можно условно назвать относительно централизованными или «централизованными» государствами с демократическим режимом. Относительно децентрализованные государства характеризуются различным сочетанием местного управления и местного самоуправления. Оно может выразиться в одном из двух вариантов: в административно-территориальных единицах высшего уровня местное управление сочетается с местным самоуправлением, а в административно-территориальных единицах более низкого уровня действует только местное самоуправление (например, во Франции). Другой вариант — в административно-территориальных единицах высшего уровня действует только местное управление, в административно-территориальных единицах низшего уровня — только местное самоуправление (например, в Германии). Таких унитарных государств большинство среди развитых демократических стран. Децентрализованные (полностью децентрализованные) унитарные государства встречаются сравнительно редко, в них на всех уровнях административно-территориальных единиц действует только местное самоуправление и отсутствует местное управление. Это страны англосаксонского мира. Но большинство из этих стран одновременно являются федеративными (Австралия, Канада, США). Единственным крупным, но не федеративным государством такого рода является Великобритания. Такая же система установлена и в Новой Зеландии. Государства с автономными образованиями (автономиями). Автономия (самоуправление) — это такая административно-территориальная единица, которая имеет собственные органы государственной власти. Автономии бывают административными, в которых действуют только собственные исполнительные органы власти, и политическими (законодательными), в которых имеются исполнительные и законодательные органы власти. Государствами с политическими автономиями являются Финляндия с автономией на Аландских островах, Дания (автономии — о. Гренландия и Фарерские о-ва), Португалия (автономии — о. Мадейра, Азорские о-ва). В названных странах только часть государства обладает автономией, а остальная часть государства (большая) представлена обыкновенными административно-территориальными единицами. Если вся территория страны разделена на политические автономии, то имеет место регионалистское государство (регион во многих странах — территориальная единица высшего уровня). Такими государствами в настоящее время являются Испания и Италия, в которых все административно-территориальные единицы высшего уровня (регионы) обладают широкой политической автономией. Это наиболее децентрализованные из всех унитарных государств, по существу — промежуточная форма между унитарным государством и федеративным государством. Федеративное государство (федерация) (от лат. foedus — союз) характеризуется как союзное государство, состоящее из субъектов (штатов в США, Мексике, Индии, Бразилии, Австралии, земель в Австрии, Германии, провинций в Канаде и. т. д.), которые, как правило, имеют свои конституции, свои органы государственной власти (законодательной, исполнительной, а иногда и судебной), свое законодательство, зачастую гражданство и другие атрибуты государственности (герб, флаг, гимн и т. д.). В то же время существует общефедеральная конституция, общефедеральные органы государственной власти, законодательство, гражданство и т. д. Федерации по способу образования делят на договорные, конституционные и договорно-конституционные. Договорные федерации образуются путем слияния ранее независимых государств в одно федеративное государство на основе договора между ними. Чисто договорных федераций в современном мире практически нет. Это только африканская страна Танзания (Танганьика и Занзибар), Союзная Республика Югославия (Сербия и Черногория). Первоначально договорной федерацией были США. В 1787-1790 гг. 13 североамериканских штатов ратифицировали федеральную конституцию, но остальные штаты были образованы на основе конституционной нормы Конгрессом США, и поэтому США в настоящее время являются договорно-конституционной федерацией. Конституционные федерации образуются путем разделения ранее единого государства на составные части — субъекты. Таким путем пошли послевоенная Германия и Индия. Такой федерацией является Российская Федерация. По принципу образования субъектов федерации делятся на национальные, территориальные и смешанные (национально-территориальные). Национальные федерации включают в себя субъекты, образованные по признаку национального состава населения, и называются по наименованию преобладающей, титульной нации. История свидетельствует, что национальные федерации подвержены сепаратизму, т. е. полному государственному отделению от федерации. Особенно это ярко проявляется в антидемократических государствах. Только в конце 80-х—начале 90-х гг. распались социалистические национальные федерации — Чехословакия, Югославия и СССР. Национальной федерацией в условиях демократического государства является Бельгия, состоящая из регионов, представляющих франкоязычное, немецкоязычное и нидерландскоязычное население. Территориальные федерации образованы без учета национального признака или в мононациональных (однонациональных) государствах (США, Германия, Австрия). Таких федераций в мире большинство. Смешанные (национально-территориальные) федерации характеризуются тем, что одна часть субъектов образована по национальному признаку, а другая часть без учета такового (Индия, Россия, Канада). В них также очень сильны тенденции к сепаратизму. В России, Индии конфликты между федеральной властью и субъектами федерации зачастую решаются вооруженным путем. В Канаде имеется 10 провинций. Одна из них — Квебек, где проживает франкоязычное население, — в отличие от англоязычных провинций дважды в последнее время поднимала вопрос об отделении на проводимых референдумах (в 1985 и 1995 гг.). На последнем из них для положительного решения не хватило немногим более 40 тыс. голосов. По статусу субъектов федерации делятся на симметричные и асимметричные. В симметричных федерациях все субъекты равны между собой в отношениях с властью. В асимметричных федерациях субъекты обладают неодинаковым статусом. Такими федерациями являются Индия, Россия. В Индии только один из 26 штатов — Джамму и Кашмир — имеет собственную конституцию. В Российской Федерации автономные округа, кроме Чукотского, входят, в свою очередь, в состав других субъектов Российской Федерации (краев или областей). По степени централизации федерации можно условно разделить на. децентрализованные и централизованные. В принципе, все федерации централизованные, но могут существовать более децентрализованные из них, последние можно назвать «централизованными» в кавычках. Наиболее децентрализованными являются те федерации, в которых на всех уровнях административно-территориальных единиц их субъектов осуществляется местное самоуправление. Это англосаксонские федерации — Австралия, Канада, США, а также Российская Федерация. Сильно «централизованной» является федерация в Индии. Так, губернаторы индийских штатов назначаются президентом Индии и несут ответственность перед ним, парламент Индии может пересматривать границы, названия штатов и само их существование. Очень часто в индийских штатах вводится прямое президентское правление (более 100 раз), поэтому индийская федерация по степени децентрализации публичной власти стоит ниже регионалистского государства, которое считается унитарным государством. От федерации следует отличать конфедерацию. Это уже не форма государственного устройства, а межгосударственное объединение, не союзное государство, как федерация, а союз государств. В обобщенном виде соотношение между федерацией и конфедерацией выглядит следующим образом. 1. Конфедерация — временный союз, создаваемый для определен ной цели, федерация — постоянный устойчивый союз. 2. Конфедерации либо подлежат распаду, либо превращаются в федерации, федерации распадаются значительно реже, хотя теоретически могут превращаться в конфедерации. 3. Государства — члены конфедерации полностью суверенны. 4. В конфедерации существуют лишь некоторые общие органы власти. Субъекты федерации самостоятельны не полностью, так как есть федеральные органы власти, стоящие под ними. Конфедераций в современном мире не существует. Все существовавшие ранее конфедерации либо распались, либо превратились в федерации. В федерацию превратилась в 1787 г. конфедерация США, созданная в 1781 г. В федерацию (правда, фиктивную) превратилась конфедерация республик РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказья с созданием Союза ССР в 1922 г. Распались конфедерации Сенегала и Гамбии (Сенегамбия), Сирии и Египта (ОАР). Единственная страна, официально называющаяся конфедерацией, Швейцария, на самом деле является федерацией. Существует еще одна промежуточная между унитарным государством и федерацией форма государственного устройства — уния. Под унией понимается союз монархических государств с единым общим монархом. Такой унией в настоящее время является Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, состоящее из четырех составных частей: Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Сама Англия управляет общебританскими органами, а остальные части СК имеют своих представителей в британском парламенте, управляются специальными ведомствами. Наибольшей самостоятельностью пользуется Шотландия, в которой действуют собственные суды и даже собственная правовая система. Кроме деления государств по форме государственного устройства на унитарные и федеративные можно также классифицировать их по степени децентрализации публичной власти: 0 степень — жестко централизованные унитарные государства с антидемократическим режимом (абсолютные монархии, единовластные республики). 1 степень — относительно централизованные государства с демократическим режимом (Великое герцогство Люксембург в прошлом). 2 степень — относительно децентрализованные унитарные государства (большинство современных стран мира). 3 степень — децентрализованные унитарные государства (Новая Зеландия). 4 степень — унитарные государства с автономными образования ми (Финляндия, Дания, Португалия). 5 степень — уния (Великобритания). 6 степень — «централизованная» федерация (Индия). 7 степень — регионалистские государства (Италия, Испания). 8 степень — «децентрализованная» федерация (большинство федеративных государств). 9 степень — федерация с местным самоуправлением на всех уровнях (Австрия, Канада, США, Россия). |