Новости
30.09.16
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
28.09.16
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Основные теории происхождения права

Теологическая теория. Так же как и теологическая теория происхождения государства, эта теория целиком связывает происхождение права с Божественной волей.

По древнеегипетскому мифу правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня Ма-ат. Судьи носили изображение этой богини на своей одежде и считались ее жрецами. Считалось также, что земная власть и официально одобренные правила поведения соответствуют или должны соответствовать маат — естественно-божественному порядку справедливости. Древнеегипетское понятие ма-ат имеет аналоги в других языках и у других народов: рта (рита) у индоариев, дао — у древних китайцев, дике — у древних греков, правда — в древнерусском правосознании. Речь во всех этих случаях идет о правде-справедливости, которая в позднейшее время стала пониматься как естественное право.

Согласно маат, все люди равны по природе и наделены богами равными возможностями; нарушение такого равенства в человеческих отношениях является отступлением людей от Божественного закона. Существенным фактором и мотивом, поддерживающим божественно освященные устои официального порядка, был страх перед наказанием — при жизни или неминуемо после смерти за те или иные прегрешения или проступки.

По древнееврейским (иудейским) представлениям еврейскому народу закон дал сам Бог через Моисея. Приняв этот закон, евреи вступили в особые отношения с Богом, заключили с ним договор, который обеспечивал им Божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний. В Библии об этом сказано буквально следующее: «Моисей возошел к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода стала сладкой. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его». Поскольку Библия признается и главной книгой христианства, то такие воззрения присущи и христианским теориям происхождения права.

Один из крупнейших христианских мыслителей Фома Аквинский (1225-1274) выстроил свою пирамиду права, на вершине которой стоит вечный закон — Божественное провидение. Бог создал мир с определенной целью, но строительство мира еще не закончено. Людям недоступен план Творца, но он проявляется во Вселенной по мере ее развития в соответствии с Божьим замыслом. Ограниченному человеческому разуму вечный закон в его целостности недоступен. Часть вечного закона — это Божественный закон, выраженный в Библии. Он уже доступен пониманию человека. Если человеческий закон противоречит Божественному закону, выраженному в Библии, то он не должен соблюдаться в любом случае. Поэтому Ф. Аквинский одобрял сопротивление тиранам, вплоть до восстания, если они создают нормы, противоречащие вере.

Естественно-правовая теория. Эта теория получила широкое распространение в Новое время, одновременно с договорной теорией происхождения государства, и в значительной степени перекликается с ней, в том числе имеет одних и тех же представителей (Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Эта теория чрезвычайно популярна и в наши дни. Зачатки же естественноправовой теории возникли еще в античном мире.

Так, Аристотель не отождествлял закон с правом. Закон, по его мнению, условное, волеустановленное право. Закон может быть справедливым и несправедливым. Но тем не менее даже несправедливые законы имеют обязательную силу, иначе в обществе не будет порядка. Иное дело, что законы необходимо совершенствовать. Задача законодателя — создавать законы, соответствующие праву, а не подгонять право к придуманным законам.

В Новое время одним из первых естественноправовую теорию развил Г. Гроций. Его основной труд, в котором изложена эта теория, — «О праве войны и мира» — три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. Г. Гроций заимствовал у Аристотеля его деление права на естественное и волеустановленное и определял естественное право как предписание здравого разума. Согласно этому предписанию, то или иное действие признается либо морально необходимым, либо морально позорным в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе человека, а не в зависимости от какого-либо волеустановленного (людьми или Богом) предписания (дозволения или запрета).

Естественное право, по Г. Гроцию, — есть право в собственном узком смысле. Источником такого права служит сама разумная природа человека. Г. Гроций различал также право в широком смысле — это не только естественное, но и волеустановленное право, которое является правом лишь до тех пор, пока не станет противоречить разумной природе человека и естественному праву.

Вождь и идеолог английской буржуазной революции Джон Лилберн (1614-1657) считал, что свобода человека, право собственности, свобода печати и совести, свобода предпринимательства, равенство всех перед законом и судом — это прирожденные права человека. Они возникли раньше государства и раньше всякого позитивного закона. Поэтому никакие власти и никакие органы не вправе нарушать эти права.

Т. Гоббс не только делил право на естественное и волеустановленное (позитивное), но и понимал его в другом аспекте, а именно как право субъективное — свободу человека и право объективное — как закон (норму) свободы. В соответствии с этим он выделял естественное субъективное право — свободу и естественный закон и позитивное субъективное право — свободу и позитивный закон.

Т. Гоббс считал, что в естественном состоянии, от природы, все люди одинаковы и свободны. Субъективное право — есть свобода каждого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной жизни. Но безграничная свобода каждого и всех в естественном состоянии оборачивается высшей несвободой, поскольку каждый человек имеет право на все, включая жизнь другого человека. Разум и инстинкт самосохранения подсказывают ему, что его абсолютное субъективное право (свобода) должно быть ограничено естественным законом, а все естественные законы, по мнению Т. Гоббса, должны быть резюмированы в одном простом правиле, доступном пониманию и самого неспособного человека: не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе.

В юридическом аспекте, по Т. Гоббсу, естественные законы конкретизируются в форме позитивного (гражданского) законодательства, издаваемого государственной властью.

Д. Локк особо подчеркивал, что такие права человека, как право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые права есть окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.

Естественноправовая теория занимает значительное место в трудах деятелей французского Просвещения. Но в некоторых случаях французские мыслители подчеркивали наибольшую ценность других естественных прав. Например, для Вольтера (1694-1778) — это свобода личности, частная свобода, стержнем которой служат свобода слова и свобода печати. Ж.-Ж. Руссо, в отличие от Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка и др., не считал естественным право частной собственности, а, наоборот, полагал, что это безусловное социальное зло.

В любом случае, пафос всех естественноправовых воззрений в том, что позитивное (человеческое, писаное, позитивное, волеустановленное) право, чаще всего выраженное в законе, не должно противоречить естественному праву. Только тот позитивный закон, который соответствует этим требованиям, относится к праву вообще.

Историческая школа права. Эта теория возникла в Германии в конце XVII в. Виднейшими представителями исторической школы права были Густав Гуго (1764-1844), Фридрих Карл Савинъи (1779-1861), Георг Пухта (1798-1846).

Главная мишень нападок исторической школы права — естественноправовые доктрины. Теоретики исторической школы права взяли под обстрел прежде всего тезис о позитивном праве как об искусственной конструкции, создаваемой нормотворческой деятельностью органов законодательной власти. Они утверждали, что действующее в государстве право вовсе не сводится к совокупности тех предписаний, которые навязываются обществу как бы извне, даются «сверху» людьми, облеченными на то специальными полномочиями. Право (и частное и публичное) возникает спонтанно. Акты законодательной власти дополняют позитивное право, но «сделать» его целиком не могут. Позитивное право производно от права обычного, а последнее происходит из недр «национального духа», «народного духа», глубин «народного сознания» и в нем находится.

Историческая школа права понимала право как составную часть единой культуры народа наряду с языком, нравами и т. д. Представители исторической школы пытались истолковать право, становление его норм и институтов как объективный ход вещей.

Эволюция права, по мнению Г. Гуго, совершается непроизвольно, приноравливаясь сама собой к потребностям и запросам времени. Поэтому людям лучше всего не вмешиваться в нее, держаться исстари заведенных и освященных опытом столетий порядков.

К. Ф. Савинъи считал, что с движением национального духа стихийно эволюционирует и право. Динамика права всегда есть органический процесс. Она сродни развитию организма из своего зародыша. Вся история права — медленное, плавное раскрытие той субстанции, которая, как зерно, покоится в почве национального духа. На первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором — предметом обработки со стороны ученых-правоведов, не теряя связи со своим корнем — общим убеждением народа.

С точки зрения Г. Пухты, бесцельно искусственно конструировать и предлагать людям ту или иную придуманную правовую систему. Созданная отдельно от самой истории жизни народного духа, не наполненная им, она не может привиться обществу.

Психологическая теория. Наиболее выдающимся представителем психологической теории происхождения права был русский ученый Л. И. Петражицкий (1867-1931). Его взгляды изложены в основном в книге «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».

Л. И. Петражицкий понимал право как явление индивидуальной психики. Сравнивая право с нравственностью, он считал, что нравственность обладает чисто императивным характером, а характер права — императивно-атрибутивный. Императивность Л. И. Петражиц-ким понималась как индивидуально-личностное сознание долга и обязанности, а атрибутивность — это сознание своего права, выступающее вовне как притязание. Для нравственности важен императив и момент добровольности в исполнении обязанностей, тогда как для права основное сосредоточено в моменте атрибутивности, т. е. в непременном исполнении обязанности и в связанном с этим удовлетворении. Если в нравственном общении психика участников довольно мирно реагирует на неисполнение обязанностей, то в правовом общении неисполнение обязанностей вызывает гнев, влечет оправданные требования принудительного исполнения.

Марксистско-ленинская теория. По этой теории право возникает одновременно с возникновением частной собственности, разделением общества на классы и государством. Право вытеснило собой родовые обычаи и стало отражать и закреплять общественное неравенство.

В рамках этой теории утверждалось, что право ничто без аппарата, способного принудить к исполнению его норм. Важнейшими функциями права признавалась принудительная, репрессивная, карательная функции. Марксистско-ленинская теория всегда подчеркивала неразрывную связь права и государства.