Новости
30.09.16
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
28.09.16
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Основные теории происхождения государства

Теологическая теория (от греч. теос — бог) — это самая древняя теория происхождения государства, которой придерживаются и поныне религиозные философские и правовые школы (например, неотомизм — официальная идеология Католической церкви).

В странах Древнего Востока теологическая теория происхождения государства была единственной.

О представлениях древних египтян по вопросу о происхождении государства писали древнегреческие историки Геродот и Плутарх.

Геродот в своей «Истории» передает рассказ египетских жрецов, согласно которому за последние 11 340 лет в Египте сменился 341 царь, все они были смертными людьми, однако до этого в Египте царствовали боги, которые жили совместно с людьми, один из них всегда был самым могущественным. Последним из этих царей был Ор, сын Осириса.

Плутарх утверждает, что египтяне считают бога Ра создателем мира, он породил и других царей, в том числе и Осириса. Ра царствовал много тысячелетий и, наконец, состарился. Ослабевшему богу перестали повиноваться боги и люди. Когда неповиновение дошло До предела, Ра созвал совет богов, где было принято решение наказать людей. Тогда богиня Хатор сошла на землю и стала их истреблять. Но Ра сжалился над оставшимися людьми, и резня была прекращена. Только Ра больше не захотел царствовать. Теперь царствуют три последовательно произошедшие от него пары. Последняя пара — это Осирис и Исида, которые воспитывают людей и распространяют среди них достижения культуры. Осирис был убит богом Сетом. После этого царствовали полубоги, а затем власть досталась людям. В законах царя Хаммурапи (Древний Вавилон) говорилось, что «Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми"»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу».

В Древнем Китае император считался сыном Неба. Его признавали единственной точкой связи с высшими небесными сферами. Вся власть сосредоточена в особе правителя в виде его личной потенции и внутренней силы, а остальные должностные лица и государственный аппарат в целом есть лишь проводники высшей власти.

По представлениям древних евреев, Бог находится в особых договорных отношениях с еврейским народом, является его главой и царем, законодателем. В обычных условиях государственная власть осуществляется людьми от имени Бога, но в исключительных случаях он может действовать и непосредственно через откровения, чудеса и т. п.

Активным проводником идеи Божественного происхождения государства всегда являлось христианство, его письменные источники, философские школы и их представители. Так, еще в раннехристианском послании апостола Павла к римлянам говорилось: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».

Раннехристианский мыслитель Августин Блаженный (354-430) считал, что монархи не сами устанавливают власть. Она принадлежит им не по крови, не по рождению, не по выбору, а по воле Бога. В исключительных случаях Бог прямо назначает правителя. Так было с народом Израиля, когда Богом был назначен правитель Моисей. В других случаях воля Бога проявляется через естественный ход событий, через действие норм позитивного (писаного) права. Здесь Божественное предопределение сказывается не прямо, а опосредованно.

В средние века в Западной Европе получила широкое распространение теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели Церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, поскольку не пристало Церкви самой использовать меч, а второй меч был вручен государям. Государь наделяется Церковью правом повелевать людьми, но в то же время является ее слугой. В период средневековья теологическая теория происхождения государства использовалась для обоснования неограниченной власти монарха. Сторонники абсолютизма во Франции, например Жозеф де Местр (1753-1821), рьяно отстаивали эту теорию еще в начале XIX в.

Патриархальная теория. Эта теория зародилась в античном мире и некоторым образом перекликается с теологической теорией.

У истоков патриархальной теории происхождения государства стоял древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Он считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение людей между собой невозможно. Люди — существа общественные и стремятся к объединению. Первым таким объединением становится патриархальная семья. Увеличение числа семей и их объединение приводят к образованию государства. Государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

В дальнейшем патриархальная теория, так же как и теологическая, была использована для обоснования неограниченной власти монарха. Так, в 1642 г. англичанин Роберт Филъмер в своем сочинении «Патриарх, или Защита естественного права королей», ссылаясь на Библию, доказывал, что Адам получил власть от Бога, потом передал эту власть старшему сыну — патриарху, а тот уже своим потомкам — королям.

В России патриархальную теорию активно развивали социолог, публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский, видный историк М. Н. Покровский. Теоретики государства и права вполне справедливо считают, что «не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в "отца народа", хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех».

Теория договорного происхождения государства (договорная теория, теория общественного договора). Эта теория получила широкое распространение в Новое время, одновременно с зарождением теории правового государства и теории разделения властей. Теория общественного договора объясняет происхождение государства неким договором между людьми об образовании государства, который получил название общественного договора. Смысл этой теории заключается в том, что люди первоначально, до образования государства, находились в так называемом естественном состоянии, но по разным причинам были вынуждены объединиться и, заключив Договор, образовать государство. Выдающимися представителями договорной теории были голландские ученые Гуго Гроций и Барух (Бенедикт) Спиноза, англичане Томас Гоббс и Джон Локк, французские просветители Шарль Луи Монтескье и Жан-Жак Руссо. В России договорную теорию активно пропагандировал революционный демократ А. Н. Радищев.

Гуго Гроций (1583-1645) считал, что в естественном состоянии отсутствовала частная собственность, люди пребывали в «великой простоте», находились между собой «в некой чрезвычайной взаимной | приязни» и пользовались «общностью имущества».

В процессе развития общества появляется частная собственность. Гроций говорит о том, что она есть результат соглашения между людьми. Общая собственность может либо делиться между людьми, либо часть людей с молчаливого согласия других завладевает тем или иным имуществом. Гроций писал: «...как только общность имущества опостылела, но не был проведен еще раздел, надо полагать, 1 что все согласились, чтобы каждый получил в собственность то, чем  успел завладеть». После этого, с целью закрепления данного соглашения и охраны установившихся порядков, люди договорились об образовании государств.

Соотечественник Г. Гроция — Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677) считал, что в естественном состоянии все люди были равны в том, что они одинаково имеют право на все по своему произволу и желанию. Реальное содержание и объем этих прав у разных людей различны и зависят от размера их фактической мощи (умственной и физической). Происходит постоянная борьба отдельных сил — прав. Каждый стремится к самосохранению, к тому, чтобы «остаться в своем состоянии, и притом не считаясь ни с чем другим, а только с собой».

Но в естественном состоянии, где отсутствует какое-либо общее для всех право, самосохранение людей, достижение ими своих желаний и безопасного существования не могут быть обеспечены. Вследствие этого люди договариваются об объединении в государство.

Английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679) естественное, догосударственное состояние характеризует как «войну всех против всех», когда естественные страсти людей, и прежде всего властолюбие, влекут людей к соперничеству, недоверию, жажде власти и, как следствие, к зависти, ненависти, раздорам, вражде, мести.

В таком естественном состоянии люди вследствие своих эгоистических страстей не могут сохранить мир и поэтому стоят перед угрозой взаимоистребления. Но с помощью разума, а также инстинкта самосохранения и страха смерти человек приходит к выводу о необходимости выйти из состояния «войны всех против всех» и создать государство, которое обеспечило бы мир и гарантировало бы человеку жизнь, безопасность, направляло бы его действия к общему благу.

Джон Локк (1632-1704), в отличие от Т. Гоббса, естественное состояние людей представляет довольно упорядоченным и благополучным. Жизнь в нем регулировалась законами природы, которые диктовались разумом, требующим сочетать свои интересы с интересами других людей.

Но в естественном состоянии нет механизма, способного обеспечивать справедливое пользование естественными правами. Каждый человек сам должен отстаивать свое право и наказывать его нарушителей. Чтобы избежать эксцессов, упорядочить свою жизнь, надежно обеспечить свою свободу и собственность, люди заключают договор и учреждают государство. Люди при этом отказываются от принадлежащего им права самостоятельно обеспечивать исполнение закона в пользу государства, но, как особо подчеркивает Д. Локк, они не отчуждают государству свои естественные права. Созданная людьми государственная власть не может покушаться на неотчуждаемые, естественные права человека, первым из которых Д. Локк считал право собственности. Для того чтобы государство не смогло выходить за рамки своих полномочий и покушаться на естественные права человека, Д. Локк разработал теорию разделения властей.

Некоторым своеобразием отличалась теория общественного договора во французской политико-правовой мысли.

Так, Шарль Луи Монтескье (1689-1755), представляя государство как общественный договор, вместе с тем рассматривал его не как произвольное, а как необходимое естественно-историческое соглашение, определяемое объективными факторами общественного развития. Он отрицал договорные теории, рассматривающие образование государства как своеобразную гражданско-правовую сделку, где две стороны (правители и народы) определяют свои взаимные права и обязанности по отношению друг к другу. Разумное соглашение между народами и правителями Ш. Л. Монтескье трактовал как акт принятия основных законов государства, регулирующих отношения между ними. Таким образом, он обосновывал идею правления законов, а не людей, идею конституционного правления.

Ш. Л. Монтескье утверждал об условности делегирования народом власти государству, о возобновлении общественного договора в каждый данный момент. Если государственная власть злоупотребляет доверием граждан, то она утрачивает свое право на власть.

Жан-Жак Руссо (1712-1778), в отличие от других представителей договорной теории происхождения государства, различал два естественных состояния. В первом естественном состоянии каждый ин дивид абсолютно свободен, равен, тождествен самому себе. Ничем не| обладая, он не зависит ни от кого, а потому и свободен.

Впоследствии наступает «второе естественное состояние», которое основано на неформальных семейно-патриархальных отношениях. Неравенство в нем едва заметно и фактически сводится к различиям возраста, физической силы и т. д. Данная эпоха, как считает Ж.-Ж. Руссо, самая продолжительная и счастливая в истории человечества. Когда возникает частная собственность, то она входит в противоречие с естественным правом. Это противоречие приводит к резкому имущественному расслоению, а затем к войне богатых и бедных. В таких условиях государство было создано как договор богатых, направленный против бедных, для охраны частной собственности.

А. Н. Радищев (1749-1802) писал, что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди, входя в государство, лишь ограничивают, но не теряют свою естественную свободу. Отсюда он выводил право народа на восстание и революционное свержение монарха, если он злоупотребляет властью и допускает произвол.

Органическая теория. Эта теория связана с развитием естествознания, и особенно эволюционной теории Ч. Дарвина. Согласно органической теории, человечество возникло как результат эволюции животного мира — от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора, борьбы с соседями в единый организм — государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции государства (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние функции (оборона, нападение).

Крупнейшим представителем органической теории происхождения государства был английский социолог Герберт Спенсер (1820— 1903). Однако зачатки этой теории можно обнаружить еще в античном мире, и прежде всего в учении о государстве древнегреческого философа Платона .

В работе «Государство» Платон уподоблял человеческий организм обществу. В душе каждого человека, считал Платон, имеется три начала: разумное, яростное и вожделеющее. В государстве разумное начало преобразуется в совещательное; яростное — в защитное, а вожделеющее — в деловое. В человеке эти начала слиты, а в обществе разъединены и воплощены в разных людях, обладающих неравными способностями. Трем началам человеческой души соответствуют три сословия: правители, воины и производители. Правители — это философы, и им подобает господствовать. Воины являются вооруженными защитниками общества и подчиняются правителям — философам. Производители — низшее сословие, подчиненное и философам и воинам.

Теория насилия (завоевания). Эта теория объясняет происхождение государства завоеванием одним племенем другого. Для подавления порабощенного племени создавался государственный аппарат, принимались законы. Сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, сопутствующие образованию древнегерманских государств, венгерского государства.

Наиболее выдающимися представителями теории насилия являются австрийский социолог и государствовед Людвиг Гумплович (1838— 1909) и один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии Карл Каутский (1854-1938).

Л. Гумплович, в частности, писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения.

К. Каутский утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. Он писал: «Государство и классы начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. При всяком случае такого завоевания возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим, другая угнетенным и эксплуатируемым классом, принудительный же аппарат, который создают победители для управления побежденными, превращается в государство».

Ирригационная (гидравлическая) теория. Эта теория разработана современным немецким ученым К. А. Витфогелем. В своей работе «Восточный деспотизм» возникновение государств, их первые деспотические формы он связывает с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость привела к образованию «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество. К. А. Витфогель называет деспотизм «гидравлической», или «агроменеджериальной», цивилизацией.

Материалистическая теория. Обычно эту теорию связывают с именами Ф. Энгельса, К. Маркса, В. И. Ленина и других представителей марксистско-ленинской философской и правовой школы. Основным письменным источником материалистической теории, как правило, признают известную работу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанную им в 1884 г. Однако у Ф. Энгельса был предшественник — американский этнограф, археолог и историк первобытного общества — Л.-Г. Морган. Ф. Энгельс на самом деле переработал и систематизировал взгляды Моргана, приведенные в его книге «Древнее общество».

Суть материалистической теории заключается в том, что государство возникает в результате естественного экономического развития первобытного общества. При этом в материалистической теории различают два подхода.

Первый из них — марксистско-ленинский, господствующий в советский период развития юридической науки. Марксистско-ленинский подход к материалистической теории происхождения государства решающую роль отводит возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы. Государство, по марксистско-ленинской доктрине, возникает как продукт классовой непримиримости, как аппарат подавления господствующим классом других классов. В этом марксистско-ленинский взгляд на происхождение государства перекликается с теорией насилия, в особенности в интерпретации К. Каутского.

Второй подход к материалистической теории не придает решающего значения классовому фактору. Его суть состоит в том, что в результате экономического развития общества усложняются само общество, его производительные силы и распределительные отношения. Все это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.