Новости
30.09.16
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
28.09.16
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Понятие государства. Соотношение государства и права

Единого определения государства, равно как и определения права, в науке до сих пор не выработано. Приведем лишь некоторые высказывания известных мыслителей о государстве.

Г. Еллинек: «Государство это обладающее первичной господствующей властью союзное единство оседлых людей».

Л. Дюги: «Государство всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, т. е. политическая власть».

Н. М. Коркунов : «Государство есть общественный союз свободных людей с принудительным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства».

Л. А. Тихомиров: «Государство есть союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости под соответствующей ему верховной властью».

Г. Ф. Шершеневич: «Государство союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».

Ф. Ф. Кокошкин: «Государство не совокупность людей определенного рода, а отношение между ними, форма общежития, известная психологическая связь между ними».

Государство, так же как и право, определяется через его сущность. С древности политической мыслью различались две стороны государственности — организованное насилие и общественное благо.

Марксизм-ленинизм всегда рассматривал государство как аппарат насилия в связи с теорией классовой борьбы. Государство, по марксистско-ленинской доктрине, имеет временный исторический характер и «отомрет» с построением бесклассового коммунистического общества. Оно возникает вместе с возникновением частной собственности на средства производства и разделением общества на классы. Поэтому государство, с точки зрения марксизма-ленинизма, является аппаратом насилия, машиной подавления одним классом (господствующим) другого. Современное постиндустриальное общество также является бесклассовым, однако государство при нем вовсе не «отмирает», а приобретает иной смысл: оно функционирует не как аппарат насилия, а ради «общего блага», имеет не классовое, а общесоциальное предназначение, т. е. служит не одному классу, а всему обществу.

В современной теории государства и права государство все чаще рассматривается в качестве политической организации власти с указанием его общесоциального предназначения, т. е. государство играет роль общего блага.

Государство часто определяют через его признаки. Так, профессор В. К. Бабаев понимает государство как политико-территориальную суверенную организацию публичной власти, располагающую специальным аппаратом для осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функции и способную делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Профессор Л. И. Спиридонов считал, что государство есть политико-территориальная организация общества, основанного на обменных связях людей, которая характеризуется публичной властью, призванной решать общие дела и осуществляющей свою деятельность на средства, собранные с населения (налоги).

Обычно выделяются следующие признаки государства. 1. Народ (население), т. е. существуют определенные группы людей, являющихся гражданами (подданными) данного государства. Гражданство (подданство) — это устойчивая связь человека с государством; гражданин (подданный) обязан выполнять все правовые требования, исходящие от государства, но и вправе рассчитывать на защиту своих прав со стороны государства, в том числе и за пределами данного государства.

2. Территория, т. е. наличие находящейся под юрисдикцией (юридической властью) государства суши, воздушного пространства над нею, внутренних вод, территориального моря, континентального шельфа и государственных границ, отделяющих данное государство от других.

3. Публичная власть, т. е. наличие специального аппарата управления, состоящего из профессиональных чиновников, занимающихся исключительно управлением делами государства. Публичная власть отличается от общественной власти, существовавшей в догосударственном состоянии, в первобытном обществе, когда власть не была отделена от общества и все вопросы жизни общества решались со обща.

В современном понимании публичная власть представляет собой власть, осуществляемую органами государства (государственная власть) и органами местного самоуправления (муниципальная власть).

4. Суверенитет, т. е. независимость государства внутри страны — от политических партий, движений, церкви и т. д. и вовне — от других государств.

В последнее время признак суверенитета постепенно утрачивает свое значение. Внутри страны государство зависит от права, институтов гражданского общества, делит публичную власть с органами местного самоуправления. Если государство федеративное, то федеральные органы власти делят государственную власть с органами государственной власти субъектов федерации. Нет абсолютного суверенитета государства и в международных отношениях; оно вынуждено подчиняться нормам международного права, решениям международных организаций. Теорию государственного суверенитета в мировой политической мысли справедливо связывают с именем французского мыслителя Жана Бодена (1530-1596). Для правильного понимания суверенитета, по Ж. Бодену, не обходимо в первую очередь остановиться на тех конкретных исторических условиях и причинах, которые вызвали появление этой теории. Иногда среди них называют потребность «отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение». На самом деле это не совсем так. Теория Ж. Бодена возникает в период проникновения во Францию кальвинизма и начала продолжительных и кровопролитных религиозных войн между католиками и гугенотами (кальвинистами). Католики поддерживали сложившуюся к тому времени абсолютную монархию во Франции. Королевская власть, в свою очередь, поддерживала католиков. Гугеноты же выступили в этих войнах противниками абсолютизма. Гугенотская война, по существу, — одна из предтечей будущих великих буржуазных революций. Гугенотская идеология предшествовала буду щей революционной демократической идеологии Нового времени. Ж. Боден в этих условиях выступает сторонником абсолютизма и теоретически обосновывает его необходимость в своей теории суверенитета. По Ж. Бо- дену, «суверенитет — есть абсолютная и постоянная власть, которую рим ляне называют величием (достоинством), означающим высшую власть повелевать». Таким образом, Ж. Боден — идеолог абсолютизма во Франции. Кстати, именно этими словами начинается статья о Ж. Бодене в учебном пособии «История политических учений», вышедшем в 1994 г. Возникает вопрос — какое отношение может иметь абсолютистское учение Ж. Бодена к правовому государству. Суверенитет, по Ж. Бодену, не что иное, как абсолютизм, единовластие. Он вообще невозможен в федеративном, да и в любом децентрализованном государстве. Это, кстати, отметил и русский юрист Н. М. Коркунов. Он, в принципе, будучи сторонником суверенитета, писал: «...отстоять понятие союзного государства можно лишь под одним условием, допустив, что суверенитет, верховенство не составляют необходимой принадлежности государства». Это в действительности так. Суверенитет, по Ж. Бодену (иного понятия суверенитета государства еще никто не дал, а суверенитет народа по Ж.-Ж. Руссо мы здесь не рассматриваем), не является и не может являться признаком правового, демократического государства. Судья Конституционного Суда России Б. С. Эбзеев по этому поводу отметил также, что «ортодоксальная приверженность к абсолютизации суверенитета, культ независимости и верховенства государства способствуют формированию тоталитарного государственного мышления и тоталитарной политической системы, исключающей свободы и реальные права личности».

Одним из центральных вопросов теории государства и права является вопрос о соотношении государства и права. Марксистско-ленинская теория государства и права всегда подчеркивала неразрывность государства и права, считая, что они возникли одновременно, одновременно функционируют и одновременно отомрут. Такая точка зрения называется еще этатистской (от франц. etat — государство), ее придерживаются не только последователи марксизма-ленинизма, но и те ученые, которые отождествляют право с законом (позитивисты) кроме тезиса об отмирании государства и права. С точки зрения и этатизма и позитивизма право — исключительно продукт государства, им создается и им же обеспечивается.

Противоположную точку зрения условно можно назвать естественноправовой. С этой точки зрения право возникает ранее государства.

Эту позицию подтверждает существование такого источника права, как обычай (правовой обычай в отличие от неправового обычая).

Это наиболее древний источник права: он не исходит и не может исходить от государства, так как представляет собой правило поведения, сложившееся в результате многократного повторения его людьми и отразившееся в общественном сознании как общеобязательное, как норма права. Обычаи, как правило, санкционируются государством, закрепляются в официальных юридических документах государства и превращаются тем самым в нормативно-правовой акт.

Обычай как источник права, существует в настоящее время в ряде развивающихся стран и без всякого санкционирования государством, более того, в современном мире применяются даже и конституционно-правовые обычаи, т. е. они составляют конституцию (неписаную) в некоторых развитых странах. Например, в Великобритании нет писаной конституции, многие конституционные отношения регулируются обычаями, такими как «министры выходят в отставку, если, перестают пользоваться доверием парламента», «лидер партии большинства, победивший на выборах, назначается королевой (королем) премьер-министром». Эти и другие обычаи не записаны ни в каких юридических документах, но тем не менее неукоснительно соблюдаются всеми.

В настоящее время обычаи делового оборота признаются в качестве источника права российским гражданским законодательством (ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации). Большинство обычаев в развитых странах регулирует именно гражданско-правовые отношения (частноправовые отношения).

Таким образом, право может существовать и без государства, с другой стороны, и государство может существовать без права при антидемократическом политическом режиме.

Государство и право одновременно не возникают и не всегда одновременно функционируют.

Естественноправовая точка зрения на соотношение государства и права является основой концепции правового государства.

Таким образом, соотношение права и государства, права и закона с точки зрения теории и практики правового государства заключается в первичности, приоритете права и перед законом, и перед государством.

С «этатистской», или «позитивистской», точки зрения правовое государство немыслимо. Поэтому, например, в 60-е гг. профессор С. С. Алексеев предложил для советского государства использовать понятие «государство законности» в противовес понятию «правовое государство». В настоящее время вместо понятия «законность» часто стали использовать понятие «правозаконность».

Изучаемая нами наука «Теория государства и права» по своему названию отражает этатистскую точку зрения, так как в нем на первом месте стоит слово «государство». В последнее время во многих вузах преподается не теория государства и права, а теория права и государства. Имеют такое название и некоторые учебники. Именно таким образом называется и научная специальность 12.00.01, предусмотренная номенклатурой научной специальности, утвержденной ВАК России, — теория права и государства, история права и государства, история правовых учений.