Новости
30.09.16
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
28.09.16
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Экологическое право. Экономические и организационные механизмы

Эффективная экодеятельность может быть обеспечена на основе системного подхода, что предполагает: формирование цели, задач, решение которых способствует ее достижению; установление органов власти, ответственных за решение задач; привлечение необходимых сил и средств; задействование экономических и организационно-правовых механизмов. Указанные элементы образуют иерархическую структуру, предусмотренную Законом «О безопасности»: ее верхний уровень занимают объект безопасности (охраны); последующие уровни — жизненноважные интересы объектов (условия их существования); угрозы жизненноважным интересам (существованию) объекта; меры нейтрализации угроз [5]. Возможны следующие типы экобезопасности: индивидуальная (личности); локальная (объекта производственного или социального значения); промышленной зоны; местная (населенного пункта); территориальная (субъекта Федерации); региональная (двух субъектов Федерации); федеральная (более двух субъектов Федерации). При решении задачи охраны природного объекта схема деятельности принципиально не меняется.

Экологическая система страны рассматривается законодательством с позиций: целостного интегрированного объекта; совокупности его самостоятельных частей (подсистем); самостоятельных природных объектов, перечисленных выше. Именно на эти объекты распространяются правомочия владения, пользования, распоряжения, составляющие право собственности. Вид собственности на природные ресурсы (природные объекты) во многом определяет эффективность экологической деятельности. Они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9 Конституции РФ, ст. 212 ГК РФ).

Субъектами права собственности являются РФ и субъекты РФ в лице органов государственной власти; административно-территориальные районы, города, сельские поселения и другие населенные пункты в лице соответствующих органов местного самоуправления; юридические лица; граждане и их объединения.

В государственной собственности находятся земельные участки, предоставляемые для обеспечения государственных нужд (Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» от 16.12.93 г. № 2144). Законодательство предусматривает перечень объектов федеральной собственности, которые не могут быть объектами частной собственности: недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод, морской экономической зоны РФ.

К объектам муниципальной собственности районов, городов, сельских и других населенных пунктов относятся земли, находящиеся на их территориях и необходимые для обслуживания потребностей местного населения, коммунального хозяйства, а также занятые муниципальными объектами.

Право частной собственности на землю может принадлежать как гражданам, так и юридическим лицам. В индивидуальной частной собственности граждан могут находиться земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей, предпринимательской деятельности.

Собственникам природных ресурсов предоставляется право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ст. 36 Конституции РФ, ст. 209 ГК РФ).

Право владения природными объектами предполагает обладание, фактическое господство над ними. Владея землей и природными объектами, государство вправе ограничить, либо запретить доступ граждан или организаций на данный природный объект или определенные виды их хозяйственной деятельности.

Право пользования природными ресурсами выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, в использовании их полезных свойств и осуществляется на основе договора и лицензии на комплексное природопользование (ст. 18 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

Право распоряжения природными ресурсами — возможность определения собственником юридической судьбы природного объекта, участка (продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду; обменивать и т.д.).

Задачи экономического механизма экологической деятельности: планирование и финансирование мероприятий; установление лимитов природопользования, нормативов платы и размеров платежей при использовании природных ресурсов, выбросах и сбросах загрязняющих веществ, размещении отходов; установление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий; возмещение вреда, причиненного ОПС и здоровью человека.

Планирование экологической деятельности осуществляется с использованием государственных земельного, водного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов.

Финансирование экологических программ и мероприятий проводится за счет государственных бюджетов, средств предприятий, учреждений и организаций, экологических фондов, фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников (финансовых посредников).

В РФ предусмотрено добровольное и обязательное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Задачи организационного механизма экологической деятельности:

нормирование качества окружающей природной среды — это установление предельно допустимых норм воздействия на нее. Нормативы подразделяются на: санитарно-гигиенические (предельно допустимые концентрации вредных веществ, исходя из их влияния на здоровье человека); производственно-хозяйственные (выбросов, сбросов вредных веществ применительно к источникам вредного воздействия); комплексные (предельно допустимая на грузка на окружающую среду, нормы защитных санитарных зон);

экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экспертизы. Важнейшим принципом экоэкспертизы является презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой деятельности. Цели, принципы, объекты и порядок экоэкспертизы (государственной и общественной) установлены законами «Об ох ране окружающей природной среды» (ст. 35—39) и «Об экологи ческой экспертизе». Экоэкспертиза проводится на основе предварительной оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации, ликвидации предприятий, сооружений и иных объектов и при выполнении различных видов деятельности установлены Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. ст. 40—57), и подзаконными актами;

экологический контроль (государственный, производственный, общественный) — это наблюдение за состоянием ОПС, проверка выполнения требований законодательства и мероприятий по охране ОПС и обеспечению экобезопасности;

экологическая сертификация — это подтверждение соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему эко логическим требованиям;

экологическое лицензирование — это выдача лицензий (разрешений) на: утилизацию, складирование, перемещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов; проведение экологической паспортизации, сертификации, экоаудирования; работы (услуги) природоохранного назначения;

экологическое аудирование — это предпринимательская деятельность по осуществлению независимых вневедомственных проверок: бухгалтерской финансовой отчетности по платежам за природопользование и загрязнение ОПС; выполнения требований экологического законодательства, реализации планов природоохранной деятельности и обеспечения экобезопасности предприятий; соответствия нормативов природоохранной деятельности предприятия его экопаспорту; реального воздействия пред приятия на ОПС.