Новости
30.09.16
Вниманию собственников нежилых помещений!!!
Юридическая Компания "АМПАРО" приглашает собственников нежилых помещений и арендодателей к взаимовыгодному сотрудничеству на постоянной основе.


подробнее
28.09.16
Вниманию клиентов Компании и посетителей сайта!!!
Обращаем внимание всех клиентов Компании и посетителей сайта, что телефоны Юридической Компании "АМПАРО" изменились. Актуальную информацию можно найти в разделе "Контакты".
подробнее

Образовательное право. Система образования

Российская система образования включает:

а) преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различных уровней и направленности;

б) сеть реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

в) органы управления образованием и подведомственными им учреждениями и организациями.

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются два типа программ: общеобразовательные и профессиональные.

Образовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К ним относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной и профессиональной образовательной программы по конкретной профессии, специальности устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются федеральным законом об образовании или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в форме очной, вечерней и заочной учебы в образовательном учреждении, а также в форме семейного образования, самообразования и экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Перечень профессий и специальностей, получение которых в вечерней, заочной формах и в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Учредителем (учредителями) образовательного учреждения могут быть: органы государственной власти и местного самоуправления; отечественные и иностранные организации всех форм собственности и их объединения; отечественные и иностранные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Изменение состава учредителей, действующих государственных и муниципальных образовательных учреждений допускается только в случаях, предусмотренных образовательным законодательством Российской Федерации. В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образованием или местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.

Учредителем образовательных, учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации.

Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с общественно-опасным поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Отношении между учредителями и образовательным учреждением определяются заключаемым между ними договором в соответствии с российским законодательством.

Негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством России для некоммерческих организаций. Их деятельность также регламентируется Законом об образовании и другими федеральным законами.

В соответствии с российским законодательством образовательным учреждением признается учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ, и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и негосударственными, то есть частными, общественных и религиозных организаций.

Основными типами образовательных учреждений в России являются: дошкольные, общеобразовательные, профессионального образования, дополнительного образования, специальные (коррекиионные) для лиц с отклонениями в развитии, для детей, оставшихся без попечения родителей, и другие.

Российское законодательство в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории России, независимо от их организационно-правовых форм, типов и подчиненности.

В рамках законодательства деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных. На основе типового положения разрабатывается устав образовательного учреждения. В уставе образовательного учреждения указывается:

— наименование, юридический и фактический адрес, статус, организационно-правовая форма и учредитель образовательного учреждения; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики образовательного процесса, в том числе: язык (языки) обучения и воспитания, продолжительность обучения на каждом этапе;

— порядок и основания приема и отчисления, система оценок при промежуточной аттестации и порядок ее проведения, режим занятий, наличие платных образовательных услуг и поря док их предоставления, порядок оформления отношений учреждения и обучающихся;

— структура финансовой и хозяйственной деятельности учреждения, в том числе использование объектов собственности учреждения, финансирования и материально-технического обе печения деятельности учреждения, источников и порядка формирования собственности учреждения, предпринимательская деятельность;

— порядок управления учреждением, в том числе: компетенция учредителя, структура, порядок сформирования и компетенция органов управления, комплектование и оплата труда работников, изменение устава и ликвидация учреждения;

— права и обязанности участников образовательного процесса и перечень видов локальных актов: приказов, распоряжений и других актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

В части, не урегулированной законодательством, Устав разрабатывается самостоятельно и утверждается учредителем образовательного учреждения.

Государственный статус образовательного учреждения — его тип, вид и категория — устанавливается при государственной аккредитации. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных органах.

Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения — ассоциации и союзы, в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций, объединений. При этом права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные российским законодательством, распространяются и на общественные организации, объединения, основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации или дополнительных образовательных программ.

Содержание образования в соответствии с законом об образовании ориентируется на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации, на развитие общества и создание правового государства.

Закон требует, чтобы содержание образования обеспечивало:

— адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

— формирование у обучающего соответствующей современному уровню жизни картины мира;

— интеграцию личности в региональную и мировую культуру;

— формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

— воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества;

— в системе профессионального образования — получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

Общее содержание образования также должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов; способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Реализуя эти требования, государственные органы управления образованием на основе государственных образовательных стандартов обеспечивают разработку примерных образовательных программ.

Руководствуясь этими стандартами, образовательное учреждение самостоятельно определяет, разрабатывает, принимает и реализует свои образовательные программы. В соответствии со своим уставом оно может реализовывать и дополнительные образовательные программы, и на договорной основе оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами своих образовательных программ.

Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.

Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий. Как и программы, эти документы разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы разрабатывают только примерные учебные планы.

Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Выбор системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации образовательные учреждения осуществляют самостоятельно.

Освоение образовательных программ основного общего среднего (полного), общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. Научно-методическое обеспечение и объективный контроль качества подготовки выпускников в соответствии с государственными образовательными стандартами обеспечивается государственной аттестационной службой, независимо от органов образования.

Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

Родителям, законным представителям несовершеннолетних обучающихся, воспитанников, в соответствии с законом, должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

Порядок приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной законом об образовании, определяется учредителем и закрепляется в уставе учреждения. Порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального, основного, среднего (полного) общего и начального профессионального образования должен обеспечить прием всех граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на образование соответствующего уровня.

Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего, высшего или послевузовского профессионального образования производится на конкурсной основе. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды I и II групп, которым обучение не противопоказано.

При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей, законных представителей с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Обучающиеся на ступени начального и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей или законных представителей оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника или продолжают обучение в форме семенного образования. Имеющие академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию этой задолженности возлагается, на родителей или законных представителей.

Перевод обучающегося в следующий класс в любом случае производится по решению органа управления образовательного учреждения. Обучающиеся, не усвоившие программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

Рассмотрим содержание основных уровней образования.

Первыми педагогами для ребенка являются родители. Они, в соответствии с законом об образовании, обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего возраста и обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим дошкольников на дому.

Общее образование включает в себя три ступени: начальное, основное и среднее (полное) общее образования. Основное общее образование и итоговая государственная аттестация являются обязательными. Требование обязательности применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им пятнадцати лет. Предельный возраст при очной форме обучения — восемнадцать лет.

За совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение обучающихся, достигших четырнадцати лет. Об этом в трехдневный срок информируются органы местного самоуправления, которые в месячный срок обеспечивают трудоустройство исключенного или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

По договорам и совместно с предприятиями, учреждениями и организациями образовательные учреждения могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг и при наличии соответствующей лицензии.

Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Она не сопровождается повышением общеобразовательного уровня обучающегося.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку рабочих и служащих квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного или среднего (полного) общего образования.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего и среднего; профессионального образования.

Послевузовское профессиональное образование представляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего образования в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре,

Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Они могут быть реализованы в образовательных учреждениях общего и профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специализированных (спортивных, музыкальных и др.) школах, центрах, «домах», «станциях» и посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Лицам, прошедшим итоговую аттестацию, образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает документы о соответствующем образовании и (или) квалификации. Форма документа устанавливается самим учреждением. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные, за исключением дошкольных, и профессиональные образовательные программы, выдают документы государственного образца. Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается справка.

Указанные в документах о начальном, среднем, высшем и послевузовском профессиональном образовании квалификации и ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать соответствующие должности.