Новости
18.02.2024
Как правильно действовать при возникновении сложностей во ...
При наличии полной уверенности в Вашей собственной правоте и понимания, что банк в чем-то нарушает Ваши права не торопитесь устно обсуждать это с ...

подробнее
23.01.2024
Регистрация оффшорной компании в 2024 году: тенденции и ...
В современном мире, на фоне постоянных изменений в международных законах и структурах бизнеса, оффшорные компании остаются одним из важных ...

подробнее
29.12.2023
Что лучше: гостинница или квартира на сутки?
Когда речь заходит о поиске жилья в Екатеринбурге, и если номер в гостинице Вам не подходит, можно смело остановиться на варианте посуточнойили ...

подробнее
29.12.2023
Как быстро подать декларацию через интернет
Всем добрый день. Меня зовут Анатолий. Хочу поделиться с Вами своей историей. Моя жизнь всегда была связана с землей, я с детствачувствовал, что не ...

подробнее
29.12.2023
Адвокат по уголовным делам: бесплатная юридическая ...
Все законопослушные граждане России, имеющие в своей собственности транспортное средство в обязательном порядке должны застраховать свои автомобили ...

подробнее
29.12.2023
Будущие новостройки: перспективы строительства в ближайшем ...
Рынок недвижимости в Москве всегда развивается и предлагает множество возможностей для желающих приобрести новостройку. В ближайшее время планируется ...

подробнее

Право социального обеспечения. Источники права социального обеспечения

Источники права социального обеспечения могут классифицироваться по различным критериям: по сфере действия, по кругу субъектов, по сроку действия и другим. Наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе и органам, которые их принимают.

Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. К этой группе источников права социального обеспечения следует отнести нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина; Всеобщей декларации прав человека (1948 г.); нормы ряда Конвенций и Рекомендации МОТ, например: Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.); Конвенции МОТ № 128 «О пособиях по инвалидности, старости и на случай потери кормильца» (1967 г.) и др.; Рекомендации МОТ № 43 «Об общих принципах страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца» (1933 г.); нормы соглашений стран СНГ по вопросам социального обеспечения, например: Соглашение государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.; Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 г. и др.).

Особое место среди источников права социального обеспечения занимает Конституция Российской Федерации. Ст. 18 Конституции РФ закрепляет положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Конституция закрепляет правовой статус (положение) граждан в сфере социального обеспечения) (см. ст.ст. 7, 33, 37, 38, 39, 41, 45, 46, 53 и др.

К источникам права социального обеспечения относятся также нормы Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. Они закрепляют право граждан на охрану здоровья (беременных женщин, женщин-матерей, несовершеннолетних, инвалидов и т.п.) и гарантии этих прав. Особое место при этом занимает право граждан на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами.

Среди источников права социального обеспечения важное место занимают законы Российской Федерации. До настоящего времени отсутствует единый кодифицированный правовой акт, закрепляющий права граждан в области социального обеспечения. Такие права закреплены в различных российских законах, регулирующих пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, предоставление различного вида социальных услуг, например: Законе РФ от 20 ноября 1990 г.» О государственных пенсиях в Российской Федерации» с изм. и доп.; Федеральном законе от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральном законе от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле»; Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и других законах.

Указы Президента РФ также выполняют роль источников права социального обеспечения, так как ими регулируются многие вопросы, относящиеся к данной сфере. В последнее время приняты Указы Президента РФ, которые устанавливают различные социальные гарантии лицам, находившимся на государственной службе (должности); меры по социальной поддержке граждан, потерявших работу и признанных безработными; меры по социальной поддержке многодетных семей; социальные льготы несовершеннолетним — бывшим узникам концлагерей; повышенные размеры компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и другие вопросы социальной защиты населения Российской Федерации.

Среди источников права социального обеспечения следует выделить Постановления Правительства РФ. В качестве источников права они устанавливают порядок и условия применения норм законов о пенсионном обеспечении граждан, об обеспечении граждан пособиями, устанавливают дополнительные меры по социальной защите различных групп обеспечиваемых. К таким источникам права относятся, например: Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994г. «Об утверждении Положения о порядке назначении и выплаты пенсий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений Прокуратуры РФ и их семьям»; Постановление Правительства РФ от 01 сентября 1995 г. «О утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»; Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. «О порядке признания граждан инвалидами» и целый ряд других.

Нормативные акты министерств и ведомств также могут выступать в роли источников права социального обеспечения. На основании норм таких актов гражданам производятся некоторые социальные выплаты или предоставляются социальные услуги. К их числу следует отнести, например, Положение о порядке и условиях предоставления компенсационных выплат работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с временным вынужденным прекращением работы организации, утв. приказом Федеральной службы занятости России от 06 марта 1995 г.; Порядок выплаты единовременного денежного пособия вынужденным переселенцами беженцам, утв. приказом федеральной миграционной службы от 01 ноября 1993 г.; Положение о порядке назначения и выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой и попечительством, утв. приказом Минобразования РФ от 16 февраля 1993 г. Кроме того, к этой группе источников права относятся и такие акты как, например, Инструкция министерства юстиции РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, и бывшим судьям, находящимся на пенсии»; Инструкция «О порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов», утв. приказом Минсоцзащиты населения РСФСР от 15 февраля 1991 г. и другие акты министерств и ведомств.

В условиях формирования рыночной экономики локальные акты как источники права социального обеспечения приобретают важное значение. Предусматривая дополнительные к федеральным меры социальной поддержки граждан, они существенно повышают их социальную защиту на уровне региона, муниципальном уровне, на уровне каждого конкретного предприятия. В числе таких источников права необходимо выделить нормы коллективных договоров, которые заключаются в соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. К данной группе источников права могут также относиться нормы территориальных соглашений, актов субъектов федерации и органов муниципальной власти, касающиеся вопросов социальной защиты граждан.