Финансовое право. Налоговая система

Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета. Так, в 1994 году за счет налогов было сформировано 75 процентов федерального бюджета. В 1997 году запланировано сформировать 86 процентов федерального бюджета за счет налогов.

Налоги — обязательные по юридической форме индивидуально-безвозмездные платежи юридических и физических лиц, установленные органами государственной власти для зачисления в государственную бюджетную систему или во внебюджетные целевые фонды с определением из размеров и сроков уплаты.

Существуют различные основания, которые могут быть положены в основу классификации налогов.

По форме возложения налогового бремени налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые или подоходно-поимущественные налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, подоходный налог уплачивается при получении дохода, налог на имущество уплачивается собственниками определенных видов имущества (сбережений).

Косвенные налоги или налоги на потребление взимаются в процессе расходования материальных благ. Например, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины оплачиваются потребителем товаров, в стоимость которых включаются эти налоги.

В зависимости от характера распределения сумм налога они делятся на закрепленные и регулирующие. Закрепленными называются налоги, которые на длительный период полностью или в частях закреплены как доходный источник конкретного бюджета (бюджетов). Например, таможенные пошлины являются доходом федерального бюджета РФ. Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита.

В зависимости от характера использования налоги делятся на общие и целевые. Общие налоги не имеют привязки к определенным расходам, они поступают в бюджет, как в общий денежный фонд. Целевые налоги учитываются отдельно на счетах внебюджетных фондов и выделяются отдельной строкой в бюджете и используются на конкретные цели. Например, налоги, зачисляемые в дорожные фонды.

В зависимости от территориального уровня налоги делятся на федеральные, налоги субъектов РФ, местные налоги и сборы.

Федеральные налоги устанавливаются законами РФ и взимаются на всей ее территории. В случае регулирования часть федеральных налогов может зачисляться в бюджеты нижестоящего уровня.

Налоги субъектов РФ устанавливаются актами РФ или законами субъекта РФ, конкретная ставка налога определяется субъектом РФ самостоятельно. Зачисляются эти налоги в бюджет субъекта или в порядке регулирования в бюджеты муниципальных образований.

Местные налоги и сборы на долгосрочной основе в соответствии с законом РФ зачисляются в бюджеты муниципальных образований.

В зависимости от времени уплаты различают регулярные и разовые налоги. Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течении всего времени существования объекта налогообложения. Так, подоходный налог с физических лиц, земельный налог взимается на ежегодной основе, налог на добавленную стоимость взимается ежемесячно или поквартально.

Разовые налоги взимаются в связи с каким-либо событием. Например, уплата таможенной пошлины при наличии факта импорта или экспорта товара. Разовым является налог на имущество, переходящие в порядке наследования или дарения.

В зависимости от субъекта налогообложения различают налоги, уплачиваемые юридическими лицами, налоги с физических лиц и налоги, которые платят и те, и другие.

К налогам с юридических лиц относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и подоходный налог с предприятий, налог на имущество предприятий. Физические лица платят подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, переходящего в порядке дарения.

Общими для юридических и физических лиц являются налоги, зачисляемые в дорожные фонды, транспортный налог, земельный налог.

Все виды налогов, собираемых на территории РФ, объединяются в налоговую систему, под которой понимается совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами РФ, субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.

Налоговая система формируется в соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ. Налоговые доходы состоят из:

1. Налогов на прибыль (доход), прирост капитала:

— налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;

— подоходный налог с физических лиц.

2. Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы:

— налог на добавленную стоимость;

— акцизы;

— налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;

— лицензионные и регистрационные сборы.

3. Налоги на совокупный доход.

4. Налог на имущество.

5. Платежи за пользование природными ресурсами:

— платежи за пользование недрами;

— платежи за пользование континентальным шельфом;

— отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

— лесные подати;

— платежи, связанные с пользованием водными объектами;

— плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов;

— земельный налог.

6. Налоги за внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

7. Прочие налоги, пошлины и сборы:

— государственная пошлина;

— транспортный налог;

— прочие федеральные налоги;

— налоги субъектов РФ;

— местные налоги и сборы:

а) курортный сбор;

б) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;

в) налог на рекламу;

г) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы;

д) прочие местные налоги и сборы.

Перечисленные налоги имеют неодинаковое значение для формирования бюджетов разного уровня. Так, например, в 1997 году намечено федеральный бюджет сформировать за счет налоговых доходов следующим образом:

— налог на добавленную стоимость — около 50%;

— налог на прибыль (доходы) предприятия и организаций — около 23%;

— акции — около 22%;

— ввозные таможенные пошлины — около 5%.

Действенность налоговой системы во многом зависит от содержания конкретного закона о налоге. В законе необходимо наличие определенного набора информации, который сделает его понятным для физических и юридических лиц, уплачивающих налог, и для налоговых органов, обеспечивающих получение определенного налога в установленные сроки и по установленным ставкам. То есть правильно сформулированный закон о налоге обеспечивает взаимопонимание между налогоплательщиками и государством в лице налоговых органов по поводу сбора налогов.

Для того, чтобы закон о налоге был выполнимым или работающим, он должен содержать определенные элементы, которые составляют налоговую формулу.

Элементы закона о налоге делятся на существенные и факультативные. Существенными являются элементы, без полного указания которых налог не может считаться установленным. Факультативные не влияют на наличие обязанности уплатить налог, но они повышают гарантии его уплаты, делают закон более гибким по отношению к различным категориям налогоплательщиков.

Существенными элементами закона о налоге являются:

— субъект налога (налогоплательщик);

— объект и источник налога;

— единица налогообложения;

— налоговая ставка (норма налогового обложения);

— сроки уплаты налога;

— предмет налога;

— масштаб налога;

— налоговый период;

— порядок начисления налога;

— способы и порядок уплаты налога. Факультативными являются:

— порядок возврата неправильно удержанных сумм налога;

— ответственность за налоговое правонарушение;

— налоговые льготы.

Субъект налогообложения — это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Объект налогообложения — это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог. В законодательстве РФ под объектом понимается предмет, подлежащий налогообложению (отдельные виды деятельности, стоимость определенных товаров, доходы, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, пользование природными ресурсами и др.)- Понимание объекта налогообложения как предмета учитывает признаки как физического, так и юридического характера. Например, объектом налога на землю является право собственности на земельный участок, а земельный участок является предметом налогообложения.

Единица налогообложения — единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Так, масштаб налога с владельцев автотранспортных средств — мощность двигателя автомобиля. Мощность может быть выражена в разных единицах — в лошадиных силах или в киловаттах. Избранная единица измерения мощности в целях налогообложения является единицей налогообложения.

Ставка налога — размер налога на единицу налогообложения. По методу установления выделяют ставки твердые и процентные (квоты).

Сроки уплаты налога и налоговый период — срок, в течении которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства. По закону один и тот же объект налогообложения за определенный законом налоговый период может облагаться налогом одного вида только один раз.

Порядок начисления налога — законодательное определение лица, на котором лежит обязанность по исчислению налогов. Можно выделить три вида возможных порядков исчисления налогов. В первом случае обязанность может лежать на самом налогоплательщике (подача декларации о доходах), тогда в законе предусматриваются гарантии от злоупотреблений со стороны налогоплательщиков (проверки налоговых органов и др.). Во втором случае обязанность исчисления налогов возложена на налоговые органы, тогда в законе предусматриваются для налогоплательщика гарантии от произвола налоговых органов. Возможен случай обязанности исчисления налогов фискальным агентом, тогда в законе должна быть предусмотрена защита налогоплательщика от ошибки фискального агента.

Существуют три основных способа уплаты налога:

— уплата налога по декларации;

— уплата налога у источника дохода;

— кадастровый способ уплаты налога.

В соответствии с первым способом на налогоплательщика налагается обязанность представить в налоговую инспекцию в установленный срок официальное заявление о своих доходах (декларацию о доходах). При уплате налога у источника дохода (фискальным агентом) уплата налога предшествует выплате денежной суммы. При кадастровом способе размер налогов исчисляется исходя из средней доходности объектов, а момент уплаты налогов никак не связан с моментом получения дохода от объекта.

Применение налоговых льгот направлено на сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика. Льготы классифицируются в зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлена льгота.

Если налоговая льгота направлена на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (предметов) налогообложения или определенных элементов объекта, это — изъятие. Например, в отношении налогов на прибыль и доходы, полученные плательщиком от определенных видов деятельности, изымаются из состава налогооблагаемой прибыли (дохода), т. е. не подлежат налогообложению.

Скидки — налоговые льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Например, плательщик имеет право уменьшать прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством (образование, здравоохранение, культуру, благотворительные фонды и т.п.).

Налоговое освобождение — полное освобождение от уплаты налогов отдельных лиц и категорий плательщиков. Например, от налога на строение освобождаются пенсионеры.

Налоговые кредиты — льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или суммы налога. Такие кредиты могут быть платные и возвратные, а также бесплатные и безвозвратные. Например, бесплатные и условно-возвратные налоговые кредиты малым предприятиям при условии сохранения ими поощряемого вида производственной деятельности в течение определенного периода.

Ответственность за налоговые правонарушения может возлагаться на налоговые органы или на налогоплательщиков.

Налоговое правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие, которые не исполняются, или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений, и за которые установлена юридическая ответственность.

Налоговые органы могут осуществлять следующие налоговые правонарушения:

— правонарушения против системы налогов;

— правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;

— правонарушения против использования доходной части бюджета.

Налогоплательщики могут совершать правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика, т. е. необходимо соблюдение специальных требований к открытию банковских счетов, ограничение в использовании наличных денег, предоставление косвенной декларации о доходах и т. п. Возможны правонарушения против контрольных функций налоговых органов, т.е. своевременная регистрация в налоговом органе от нее, неповиновение законному требованию или распоряжению должностного лица и т. п. Могут иметь место правонарушения против порядка ведения бухгалтерской отчетности и ее представления в налоговый орган, против обязанностей по уплате налогов.