Финансовое право. Финансовая система, финансовый контрольФинансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый конкретный период его развития. Финансовая деятельность государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства. Объективным условием существования финансовой деятельности является необходимость распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме, то есть при помощи денег. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что финансы — это не сами денежные средства, а отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, при которых осуществляются распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей. Финансовая деятельность осуществляется государством разнообразными методами. Государство вступает в отношения с различными субъектами финансовой деятельности по поводу собирания денежных средств или по поводу их распределения, при этом используются методы собирания или методы распределения и использования фондов денежных средств. Среди методов собирания денежных средств государством в основном используется налоговый метод, при котором часть доходов, прибыли организаций, учреждений и граждан в обязательном порядке, в установленные законом сроки и размерах отчисляется в бюджет. В обязательном порядке осуществляются также взносы во внебюджетные фонды — социального страхования, пенсионный фонд, медицинского страхования, занятости населения, они уплачиваются организациями, учреждениями и гражданами и используются на выплаты пенсий и различных пособий. Государственные пошлины также являются источником поступления денежных средств в бюджет государства, они взимаются за различные услуги, оказываемые государственными учреждениями. Страхование имущества, личности, ответственности позволяет также аккумулировать значительные денежные средства в бюджет государства. Помимо обязательных взносов денежных средств организациями, учреждениями и гражданами, за счет которых в основном до недавнего времени осуществлялось формирование доходной части бюджета государства, все более широкое распространение получают добровольные взносы денежных средств (приобретение облигаций и других ценных бумаг, вклады населения в банки, приобретение лотерейных билетов и т. п.). Основными методами распределения и использования денежных средств являются финансирование и кредитование. Финансирование — это плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета. Метод финансирования в настоящее время имеет довольно ограниченное применение, в основном он используется для покрытия расходов государственных учреждений, учреждений социальной сферы, обороны. Производственная сфера в основном находится на самофинансировании, своими доходами возмещая расходы. В отличие от финансирования, кредитование является плановой, целевой, возвратной и возмездной выдачей денежных средств в виде банковских ссуд, которые подлежат возврату в назначенный срок, и за них взимается определенный процент. Совокупность экономических отношений, однородных по формам и методам собирания и использования денежных средств, называют финансовым институтом. Например, все отношения в области бюджета, все отношения в области страхования или в области кредитования. Все вместе взятые финансовые институты образуют финансовую систему. Финансовая система Российской Федерации представляет собой совокупность входящих в состав финансов РФ звеньев и их взаимосвязи. Такими звеньями (институтами) являются: — бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральными, региональными) и местными бюджетами; — внебюджетные целевые фонды; — финансы предприятий, организаций; — имущественное и личное страхование; — кредит (государственный и банковский). Государственные финансы включают в себя: — бюджет страны; — внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонды социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования и другие фонды); — государственный кредит. Финансы предприятий, учреждений, организаций состоят из: — финансов организаций, функционирующих на коммерческой основе; — финансов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; — финансов общественных объединений. Страхование как важнейшее звено финансовой системы делится на две формы — обязательное и добровольное. Они, в свою очередь, подразделяются по видам страхования: — социальное страхование; — личное страхование; — имущественное страхование; — страхование ответственности; — страхование предпринимательских рисков, перестрахование. Важным институтом финансовой системы является кредитование, которое образует отношения, возникающие между вкладчиками и коммерческими банками и иными учреждениями по поводу привлечения денежных средств и предоставления банковских ссуд. Государство имеет достаточно широкую систему органов, занимающихся финансовой деятельностью. Прежде всего к таким органам относятся высшие представительные и исполнительные органы государственной власти — Федеральное Собрание и представительные органы субъектов Федерации, Правительство РФ, администрация субъектов Федерации, Министерство финансов РФ. Помимо них финансовую деятельность осуществляют специальные органы — ЦБ РФ, Счетная палата, Казначейство, Государственная налоговая служба, налоговая полиция, разнообразные инспекции, осуществляющие контроль за финансовой деятельностью (страхованием, валютной деятельностью и др.). Для того, чтобы обеспечить своевременную и полную аккумуляцию денежных ресурсов и затем их целевое использование, государство осуществляет финансовый контроль за образованием, распределением и использованием ресурсов всех институтов финансовой системы. Финансовый контроль — это осуществляемая с использованием специальных организационных форм и методов деятельность государственных или негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности. Важным видом финансового контроля является общегосударственный контроль, осуществляемый органами государственной власти и государственного управления общей компетенции, а также специальными контрольными органами (Парламентский контроль, правительство, министерство финансов, государственная налоговая служба, федеральные органы налоговой полиции, Федеральное казначейство, Счетная палата, банки и т. п.). Каждое министерство и ведомство осуществляет ведомственный контроль за финансовой деятельностью подотчетных предприятий и организаций. Такой контроль осуществляется для надзора за соблюдением финансовой дисциплины, эффективным использованием выделенных финансовых средств. Так как в рыночной экономике появился большой частный сектор, то финансовый контроль таких структур, ревизию их финансово-хозяйственной деятельности осуществляют негосударственные, независимые, хозрасчетные, контрольно-ревизионные органы, а именно, аудиторские фирмы. Предпринимательская деятельность аудиторов направлена на осуществление независимых вневедомственных проверок финансовой отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств. Важным регулятором финансовых отношений является право. Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие во всех звеньях финансовой системы. У финансового права нет самостоятельного метода, им используется административно-правовой метод, имеющий императивный характер правовых предписаний, неравное положение сторон в правоотношении, разный объем прав и обязанностей субъектов. Источниками финансового права являются Конституция РФ, законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, органов управления специальной компетенции, которые в совокупности образуют финансовое законодательство. |