Рекомендуем

Бухгалтерские услуги в Ростове-на-Дону

Регистрация, сопровождение, реорганизация, ликвидация юридических лиц и другие юридические услуги от Мега Юрист в Москве и в других городах России

Технавигатор: архив технической документации


Конституционное право. Конституционная система органов российского государства

В ст. 10 КРФ записано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». В России эти ветви власти представлены: Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительством Российской Федерации и судами Российской Федерации.

Государственная власть в субъектах Российской Федерации осуществляется органами государственной власти, которые образуют сами субъекты Федерации.

Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не должна абсолютизироваться. Они должны взаимодействовать между собой, чтобы руководство страной не превратилось в систему, описанную великим баснописцем И.А. Крыловым: «лебедь — рак — щука». В этом случае будет невозможно элективное функционирование государственного управленческого организма. Однако, в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции, четкое разделение функций в государственном едином управлении позволяет разумно и согласованно решать различные вопросы государственной политики, достигать необходимых результатов всех сфер общества во имя интересов и на благо народа.

Чтобы обеспечить согласованное взаимодействие всех ветвей власти, одних конституционных норм недостаточно. Нужна система Федеральных законов и законов субъектов Федерации, которые закрепляли бы процедуры осуществления полномочий федеральных органов власти и формы их взаимодействия, невмешательства в компетенцию друг друга. Здесь важное значение имеют Федеральные законы о способах формирования каждой ветви власти, Федеральные конституционные законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе РФ и другие. Перечень конституционных полномочий федеральных органов власти, способы их осуществления дополняются этими законами. Рассмотрим полномочия основных органов Российского государства. Ключевой фигурой в системе органов государства является Президент Российской Федерации. Он — глава государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

В связи с существом и правовой спецификой полномочия Президента РФ можно свести к пяти группам.

1. Его права и обязанности, связанные с деятельностью Федерального Собрания РФ, его палат. Он назначает выборы Государственной Думы; может распустить ее в случаях, предусмотренных Конституцией РФ; вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует Федеральные конституционные и Федеральные законы; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными Посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, кандидатуру Генерального прокурора; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.

2. Его права и обязанности, связанные с деятельностью Правительства РФ. Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение о его отставке; утверждает положения Председателя Правительства о структуре Федеральных органов исполни тельной власти; назначает по предложению Председателя Правительства кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров; отменяет постановления и распоряжения правительства в случае их противоречия Конституции, Федеральным законам и указам Президента РФ; принимает или отклоняет отставку Правительства РФ.

3. Его права и обязанности в области обороны и внешних сношений. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил РФ, то есть возглавляет Вооруженные Си лы РФ; назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил РФ; утверждает военную доктрину Российского государства; формирует и возглавляет Совет Безопасности, статус которого определяется Федеральным законом; в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Феде рации и Государственной Думе; осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры; подписывает ратификационные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и освобождает после консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях; как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

4. Его компетенция, связанная с координацией деятельности соответствующих властных структур государства. Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти субъектов РФ и органами государственной власти Российской Федерации, передать в случае недостижения согласованного решения разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда; он вправе приостановить действие акта органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречий этих актов Конституции РФ и Федеральным законам, международным обязательствам России; призван обеспечивать осуществление полномочий Федеральной государственной власти на всей территории страны, согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

5. Другие полномочия Президента РФ. Он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; назначает референдумы; формирует Администрацию Президента; назначает и освобождает полномочных представителей Президента; вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное и чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; решает вопросы гражданства в России и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами, присваивает по четные звания, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование.

Приведенный перечень не исчерпывает в полной мере всех прав и обязанностей Президента Российской Федерации. Это основные, которые записаны в Конституции РФ. На практике этот перечень значительно шире, так как он дополняется другими Федеральными конституционными и Федеральными законами.

Законодательным и представительным органом Российской Федерации является федеральное собрание — парламент России. Состоит из двух палат — Совет Федерации, который формируется из 178 членов, и Государственной Думы, которая избирается в составе 450 депутатов.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Из своего состава они избирают Председателей и заместителей председателей палат. К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа Президента РФ о введении военного положения; утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; обладает правом законодательной инициативы и рассматривает законы, принятые Государственной Думой, и выносит по ним свой вердикт — одобрить или отклонить.

К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; главное — принятие Федеральных конституционных и Федеральных законов.

Основная функция Федерального Собрания — принятие законов. Сначала проект закона поступает в Государственную Думу, где он принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов. Затем закон поступает в Совет Федерации, который рассматривает его в течение не более 14 дней и одобряется или отклоняется простым большинством голосов общего числа членов Совета Федерации. Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную Думу, после чего либо образуется согласительная комиссия из представителей обеих палат, либо Государственная Дума повторно его принимает, для чего требуется уже 2/3 голосов депутатов. Принятый федеральный закон направляется на подпись Президенту РФ, который должен в течение 14 дней подписать и обнародовать его.

Отклоненный Президентом РФ закон может быть снова рассмотрен Федеральным Собранием (последовательно Государственной Думой и Советом Федерации). Если при повторном рассмотрении федеральный закон одобрен в ранее принятой редакции большинством в 2/3 голосов как в одной, так и в другой палатах парламента, то он должен быть в течение 7 дней подписан Президентом РФ и обнародован. Таковы схематично функции парламента России, на практике они многообразнее и сложнее.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Правительство РФ обладает следующими основными полномочиями: разрабатывает и предъявляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Порядок деятельности Правительства РФ и иные полномочия определяются Федеральным конституционным законом. Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления всегда носят нормативный характер. Распоряжения — это акты применения права. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае же их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отклонены Президентом РФ.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судьи — независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судьи несменяемы и обладают неприкосновенностью. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Судопроизводство может осуществляться с участием присяжных заседателей.

Судебная система в Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 23 октября 1996 г., Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 24 июня 1994 г и другими законодательными актами.

Система судов состоит из трех видов: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и суды обшей юрисдикции, подведомственные ему; Высший Арбитражный Суд РФ и система арбитражных судов.

Конституционный Суд РФ рассматривает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и других нормативных актов, принимаемых Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ. Конституционный Суд РФ дает толкование Конституции РФ. Его полномочия подробно расписаны в Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе.

Суды общей юрисдикции, начиная с Верховного Суда РФ, рассматривают гражданские, административные, уголовные и некоторые другие дела, прежде всего дела граждан. Арбитражные суды рассматривают экономические споры.

Надзор за законностью в Российской Федерации осуществляют органы Прокураторы РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются Федеральным законом «О прокуратуре Российской федерации» от 17 ноября 1995 г.