Конституционное право. Конституционно-правовой статус человека и гражданина Российской Федерации

Права и свободы человека — это понятие, характеризующее круг социальных возможностей личности в экономической, политической и других сферах, которые современные государства обязаны гарантировать. Права и свободы в совокупности с обязанностями и институтом гражданства составляют правовой статус личности человека. При этом права и свободы занимают ведущее место. Ибо именно права и свободы человека и гражданина являются важнейшим институтом современного конституционного права не только в России, но и за рубежом.

Известно, что положения о правах человека были сформулированы еще в Римском праве, когда в 212 году до н.э. римский император Каракалла издал указ о наделении правами римских граждан, всех свободных жителей Римской империи.

Т. Гоббс в своей книге «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.) писал: «В результате общественного договора права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу, были перенесены на государя (или государственные органы), на которого была возложена также функция охраны мира и благоденствия. Благо народа — высший закон государства».

Впервые Т. Джефферсон и его соратники в Декларации независимости США (1776 г.) дали классическую формулировку прав человека: «... Все люди созданы и наделены своим создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью».

Современному этапу развития института прав и свобод человека начало положила французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). С этого момента как результат Великой Французской буржуазной революции начал складываться первоначальный каталог гражданских и политических прав (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и другие).

Трагический опыт первой и второй мировых войн, особенно второй, подвел человечество к пониманию того, что без сотрудничества государств, без активного вовлечения в это сотрудничество широких народных масс, без их политической активности все человечество, весь мир остаются беззащитными перед лицом агрессии и произвола, а это значит, что не может быть обеспечена международная безопасность, военная и экологическая. Чтобы народы сыграли свою стабилизирующую роль, нужно, чтобы человек почувствовал себя свободным, независимым, причастным к мировым событиям. У человека должна быть убежденность в своей значимости, что его личная позиция может оказать влияние на судьбы мира. Такая позиция может быть достигнута, если на объективной экономической, политической и правовой основе будут обеспечены права и свободы человека.

Поэтому решающий качественный скачок в развитии института прав и свобод человека произошел во второй половине XX века после создания Организации Объединенных Наций в 1945 г. Уже в Уставе ООН в ст. 55 записано: «С целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, Организация Объединенных Наций содействует:

а) Повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

в) Разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования;

с) Всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом, уважение и защита прав и свобод человека — одна из главных целей ООН.

Устав ООН и другие документы положили начало тому, что в развитии института прав и свобод человека приобретает ведущую роль международное право. Ныне действует более ста международно-правовых документов по правам и свободам человека, под многими из которых стоит подпись Российской Федерации. Основополагающими документами являются следующие: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенция о правах ребенка (1989 г.), Хельсинкский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) и другие. В этих международно-правовых документах создан масштабный международный стандарт по правам и свободам человека. При этом было обращено внимание и на обязанности. Во Всеобщей Декларации прав человека в ст. 29 уже было записано: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

В России институт прав и свобод человека складывался исторически на основе международных правовых норм, собственных правовых установлений и тех объективных экономических и политических условий, которые имелись в стране. Все Конституции России, начиная с Конституции РСФСР 1918 года, имели разделы о правах, свободах и обязанностях граждан, но впервые права и свободы в соответствии с международными стандартами были записаны в Конституции РСФСР 1978 г.

Отсюда полное определение правового статуса личности — система признанных и закрепленных государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов личности как субъекта права. Права и свободы представляют собой социальные возможности человека и гражданина, признанные и обеспечиваемые государством, выражающие притязания государства к человеку и гражданину, его поведению. !

Есть люди, которые утверждают, что права и свободы не могут дароваться государством, они неотчуждаемы. Человек мол при рождении автоматически наделяется правами и свободами, а дело государства их обеспечивать. Доля истины в этом конечно есть, как и в том, что государство создано людьми для своего обслуживания. Проблема, однако, в другом. В современных условиях ни одно право, ни одна свобода не будут реализованы без зашиты, без организаторской роли государства. Принижение роли государства в реализации прав и свобод человека вредит человеку, реализации его прав и свобод и даже выполнению обязанностей.

Положение с правами человека в конкретной стране — один из основных показателей демократизма данного государства, развития в нем гражданского общества. Концепция прав и свобод человека продолжает развиваться и в теоретическом плане, и в практическом, и правовом. Существенной проблемой по-прежнему остается приведение национальных законодательств, политико-правовой и экономической практики в соответствии с международными стандартами прав и свобод человека. Основные положения правового статуса личности изложены во второй главе Конституции РФ ст.ст. 17-64. Глава очень емкая и в целом соответствует международным стандартам. Конституция устанавливает основные принципы правового статуса личности:

— закрепление прав и свобод, установленных общепризнанными международными актами;

— принцип неотчуждаемости основных прав и свобод личности и принадлежность прав и свобод каждому от рождения;

— равенство прав и свобод человека и гражданина;

— принцип единства прав и обязанностей гражданина;

— недопустимость нарушения прав и свобод других лиц в результате осуществления прав и свобод человека и гражданина;

— непосредственно действующий характер прав и свобод человека и гражданина;

— определяющий характер прав и свобод человека и гражданина по отношению к природе, содержанию и применению за конов, деятельности властных структур государства, органам местного самоуправления;

— обеспечение прав и свобод человека и гражданина, правосудием.

В соответствии с перечисленными принципами, Конституция РФ устанавливает конкретные права, свободы и обязанности. В Конституции РФ они не сгруппированы. В учебных целях мы сгруппируем права, свободы и обязанности.

1. Гражданские, социально-экономические права:

— право на частную собственность, в том числе, на землю (ст. 35 и ст. 36 КРФ);

— свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 КРФ),

— право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 КРФ);

— право на свободный труд (ст. 37 КРФ);

— право на защиту от безработицы (ст. 37 КРФ);

— право на образование (ст. 43 КРФ);

— право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст. 44 КРФ);

— право на охрану здоровья и на медицинскую помощь (ст. 41 КРФ);

— право на отдых (ст. 37 КРФ);

— право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и др. (ст. 39 КРФ);

— право на жилище (ст. 40 КРФ);

— право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ст. 37 КРФ);

— право на имущество, владение, пользование и распоряжение им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35 КРФ).

2. Политические и общественные права:

— право на равенство перед судом и законом (ст. 19 КРФ);

— право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 КРФ);

— право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 КРФ);

— право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 КРФ);

— право на равный доступ к государственной службе (ст. 32 КРФ);

— право на участие в отправлении правосудия (ст. 32 КРФ);

— право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а так же участвовать в референдумах ( ст. 32 КРФ);

— право на личное обращение, а также направление индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 КРФ);

— право на защиту- своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законами (ст. 45 КРФ);

— право на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лип (ст. 46 КРФ);

— право на обращение в межгосударственные органы по за щите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой зашиты (ст. 46 КРФ);

— право на защиту от преступлений и злоупотреблений властью, на доступ к правосудию в этой связи и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 КРФ);

— право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 КРФ).

3. Основные личные права граждан: - право на жизнь (ст. 20 КРФ);

— право на пользование родным языком, на свободный вы бор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26 КРФ);

— право па свободное передвижение, на выбор места пребывания и жительства в РФ (ст. 27 КРФ);

— право на свободный выезд за пределы РФ и беспрепятственное возвращение в РФ (ст. 27 КРФ);

— право на информацию, полученную любым законным способом (ст. 29 КРФ);

— право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатно (ст. 48 КРФ);

— право на охрану государством достоинства личности гражданина России (ст. 21 КРФ);

— право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 КРФ);

— право на неприкосновенность частной жизни, личные и семейные тайны, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 КРФ);

— право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 КРФ);

— право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы чело века, если иное не предусмотрено законом (ст. 24 КРФ);

— право на двойное гражданство (ст. 62 КРФ);

— право на неприкосновенность жилища (ст. 25 КРФ);

— право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47 КРФ);

— право обвиняемого в совершении преступления на рас смотрение его дела судом с участием присяжных заседа телей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 47 КРФ);

— право на пользование помощью адвоката (ст. 48 КРФ);

— право на презумпцию невиновности (ст. 49 КРФ);

— право на пересмотр приговора вышестоящим судом, на прошение о помиловании или смягчения наказания (ст. 50 КРФ);

— право на определение и указание своей национальной принадлежности (ст. 26 КРФ);

— право на государственную защиту семьи (ст. 38 КРФ);

4. Свободы человека и гражданина:

— свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28 КРФ);

— свобода мысли и слова (ст. 29 КРФ);

— свобода массовой информации (ст. 29 КРФ);

. — свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ст. 44 КРФ);

— свобода митингов, шествий, демонстраций, собраний (ст. 31 КРФ,

5. Обязанности человека и гражданина Российской Феде рации:

— строго соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15 КРФ);

— недопустимость нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении своих прав и свобод (ст. 17 КРФ);

— каждый обязан не допускать пропаганды и агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ст. 29 КРФ);

— каждый обязан заботиться о своих детях, их воспитании (ст. 38 КРФ);

— трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38 КРФ);

— обязанность получить общее среднее образование (ст. 43 КРФ);

— каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и куль туры (ст. 44 КРФ);

— каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 КРФ);

— каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 КРФ);

— обязанность защищать Отечество — Российскую Федерацию (ст. 59 КРФ);

— обязанность нести военную службу (ст. 59 КРФ).

Мы систематизировали и перечислили основные права, свободы и обязанности человека и гражданина Российской Федерации. Даже из простого перечня ясно, что выполнить все не так просто. Для этого нужно напряжение сил государства и каждого гражданина, для этого нужна мобилизация экономических, культурных и других ресурсов страны. Тем более, что кроме конституционно закрепленных, права и обязанности есть и в других многочисленных законах: в уголовном законодательстве, в гражданском законодательстве, в семейном, административном, экологическим и так далее.

Гарантом реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации выступают:

1) Президент РФ и другие органы государственной власти и государственного управления, органы местного самоуправления.

2) Судебная система и система правоохранительных органов, в том числе прокуратура и другие органы , отвечающие за безопасность страны.

3) Общественно-политические объединения граждан (политические партии, профсоюзные организации и другие), каждый гражданин России в меру своей активности, правовой и политической культуры должен в рамках закона добиваться реализации своих прав и свобод.

4) Продуманная и реалистическая внутренняя и внешняя политика государства, международное сотрудничество в области соблюдения прав и свобод человека.

5) Экономическая система Российской Федерации, ее при родные ресурсы.

Кроме того, по примеру многих стран у нас стали создаваться специальные учреждения по правам человека. Например, Уполномоченный по правам человека при парламенте, Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Комиссия должна составлять ежегодно доклад о соблюдении прав человека в Российской Федерации, в котором должны содержаться оценки состояния прав и свобод человека в России и предложения по их наиболее полной реализации.

Органы и общественные организации сейчас остро ставят вопрос об усилении научной и воспитательной работы по вопросам прав человека. Опыт показывает, чтобы реализовать права, каждый человек должен их знать. Каждый человек должен понимать как реализуются те или иные права и свободы, какие материальные и духовные ресурсы необходимы для их реализации. Речь идет о том, чтобы среди населения Российской Федерации формировали культуру реализации прав и свобод человека, потребность выполнять свои обязанности.