Конституционное право. Конституционные основы общественного и государственного строя России

В главе первой Конституции РФ законодательно определены основы конституционного строя и те начала российской государственности, которые даны в характеристике Российского государства.

В каком же государстве мы живем? На этот вопрос дает исчерпывающий ответ Основной Закон нашей страны.

Российская Федерация — Россия — есть демократическое федеративное правовое (п. 1 ст. 1 КРФ) суверенное (п. 1 ст. 4 КРФ) социальное (п. 1 ст. 7) светское (п. 1 ст. 14) государство с республиканской формой правления.

Для демократического государства характерно, что единственным источником власти является многонациональный народ России. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. Народ не только избирает органы власти, но имеет право сам участвовать в их работе, контролировать деятельность органов и должностных лиц государственного аппарата и местного самоуправления. О демократизме России свидетельствует наличие широкого спектра прав и свобод граждан, которые не только декларированы, но и реально осуществляются.

Россия — федеративное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования — субъекты федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа — всего 89 субъектов федерации). Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти. Все субъекты РФ между собой равноправны. Кроме Конституции РФ, отношения субъектов РФ с Центром определяются Федеративным Договором: Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, подписанный 31 марта 1992 года.

Россия — правовое государство. Это такое состояние Российского государства, при котором имеет место максимальная политико-юридическая защищенность законных интересов, чести и достоинства личности, существует наибольшая (в границах реально возможного) обеспеченность прав и свобод человека и гражданина РФ. В правовом государстве обеспечено верховенство закона во всех сферах государственной и общественной жизни, взаимная ответственность государства перед личностью и личности перед государством. Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством. Свое развитие это положение находит в нормах о свободах и правах человека и гражданина, в предусмотренных Конституцией демократических принципах и институтах, в верховенстве Конституции и в прямом действии конституционных норм. Однако формирование правового государства — процесс сложный и он связан с необходимостью преодоления стереотипов правового нигилизма, повышения правовой культуры государственных служащих и граждан, совершенствования судебной системы и с рядом других факторов политического и правового характера.

Российская Федерация — суверенное государство, носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ. Суверенитет — это такое свойство, а точнее, состояние власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свою внутреннюю и внешнюю политику. Суверенитет предполагает независимость государства во внешнеполитической сфере и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутренних. При всей значимости принципа суверенитета он не рассматривается ныне как неограниченный и абсолютный, а находится в определенных отношениях с другими основополагающими, общепризнанными принципами международного и конституционного права. В сфере внутренних отношений он не должен вступать в противоречие с правами человека и гражданина в том виде, как они провозглашены международным правом. Все конституционные принципы должны согласовываться с правами и свободами человека. Во внешних отношениях суверенитет ограничен рядом общепризнанных принципов международного права, как, например, запретом развязывания войны, обязательствами, взятыми на себя государством как членом международных надгосударственных организаций. Например, Организация Объединенных Наций, Совет Европы и другие.

Российская Федерация — социальное государство. Это значит, что государство берет на себя в объеме своих возможностей обеспечение определенного уровня жизни .своих граждан, удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Социальное государство тесно связано с институтом социально-экономических прав. Оно обеспечивает конституционную гарантию государственной поддержки образования, здравоохранения, социального обеспечения, обеспечения занятости, охраны труда, помощи социальным группам с низкими доходами и т.д. При всей значимости социальной деятельности государства важно видеть тот рубеж, переход которого ведет к снижению активной деятельности людей. Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть делом не только государства, а также делом ума, рук, инициативы самого человека, его прилежного труда, а государство должно создать для этого условия.

Россия — светское государство, то есть такое государство, где последовательно проведено отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов. Церковь отделена от государства. В школах — светское образование. Брак регистрируется в органах ЗАГС, т.е. государством. Все религиозные конфессии равны перед законом. Конституция гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания. Принцип светского государства зафиксирован в конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия и др.). Для России правовая, именно конституционная регламентация положения религии в государстве очень важна, так как в России более сорока религиозных конфессий.

Россия — государство с республиканской формой правления. Республика — это форма государства, призванная в максимальной степени обеспечить принцип народовластия. Республика выступает как антипод монархии, диктатуре. Внешнее выражение республиканского государства в том, что все или практически все должностные лица и органы государственной власти и государственного управления избираются гражданами страны и подконтрольны своим гражданам. Республиканская форма правления в XX веке в Европе стала ведущей. Эта форма правления тесно переплетена с институтами демократии. Можно сказать: республиканская форма правления — демократически организованная власть в стране. Известно, что республики бывают разные; президентские, полупрезидентские, парламентские. В Конституции РФ 1993 г. Россия характеризуется как демократическое государство с республиканской формой правления. Такое определение адекватно определению «демократическая республика». Действительно, Конституция РФ содержит все демократические республиканские атрибуты, которые осуществляются в практической политической и государственной жизни России: народ — единственный источник власти, наличие работоспособных представительных органов, всенародно избранный Президент РФ, на демократической основе сформировано Правительство РФ и судебная власть при активном участии Президента, политический плюрализм, соответствующий международным стандартам набор прав и свобод граждан России. По принятой в мире системе оценок Российская Федерация — президентская республика.

К основам конституционного строя относится не только характеристика Российского государства. К ним относятся и основные принципы, ведущие начала (основные правила), лежащие в основе политической системы российского общества, формы правления и государственного устройства, отношений государства и гражданина. Эти принципы, размещенные в первой главе Конституции РФ, определяют все последующее содержание Конституции РФ. Совершенно не случайно первую главу образно называют «конституцией в Конституции». Никакие другие нормы Конституции РФ не должны противоречить основам конституционного строя, то есть тем принципам, которые заложены в первой главе.

В первой главе Конституции РФ закреплены следующие принципы конституционного строя:

— человек, его права и свободы высшая ценность государства (ст. 2 К РФ);

— народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ (ст. 3 КРФ);

— верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России (ст. 4 КРФ);

— целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации, ее государственная целостность (ст. 4, 5 КРФ);

— невозможность лишения гражданства гражданина Российской Федерации, а также лишения его права изменить гражданство (ст. 6 КРФ);

— политика Российского государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 КРФ);

— гарантированность единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8 КРФ);

— разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех трех властей самостоятельны (ст. 10 КРФ);

— разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами (ст. 11 КРФ);

— гарантируется местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 КРФ);

— идеологическое многообразие, отказ от какой-либо единой государственной или обязательной идеологии (п.п. 1 и 2 ст. 13 КРФ);

— политический плюрализм, многопартийность (п. 3 ст. 13);

— запрещение создания и деятельность общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и других дел, направленных на разрушение Российского государства (п. 5 ст. 13 КРФ);

— отделение религиозных объединений от государства, их равенство перед законом, свобода совести (ст. 14 КРФ);

— Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, пря мое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (п. I ст. 15 КРФ);

— органы государственной власти, органы местного само управления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (п. 2 ст. 15);

— законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются (п. 3 ст. 15);

— общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15);

— плюрализм и юридическое равенство всех форм собственности (частной, государственной, муниципальной и иных) (ст. 8 КРФ);

— приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 1 и другие КРФ);

— никакие другие положения настоящей Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (п. 2 ст. 16 КРФ). Перечислено более двадцати принципов. Это далеко не весь перечень принципов, которые содержит Конституция, но названные составляют основу конституционного строя. Попробуйте представить себе — мы отказались от какого-либо или от некоторых принципов и государство Российское переходит в новое качественное состояние. Поэтому там, где речь идет о принципах, нужно с большой осторожностью, очень хорошо подумав и не один раз, только тогда можно ставить вопрос о внесении поправок или о замене тех или иных положений первой главы Конституции РФ, а, следовательно, в остальной текст Конституции и в действующее законодательство.

Именно поэтому предусмотрен и особый порядок внесения поправок (изменений и дополнений) в первую главу Конституции РФ. Основы конституционного строя могут быть отменены, изменены или дополнены только самим народом в ходе референдума либо специально созываемым для этих целей Конституционным Собранием (ст. 135 КРФ), так как речь идет о пересмотре принципов.

Исходя из изложенного, каждый гражданин Российской Федерации должен выработать в себе правильное, грамотное отношение не только к Конституции РФ в целом, но и к ее первой главе.

Во-первых, знание основ конституционного строя, его принципов в значительной степени облегчает понимание остальных положений Конституции РФ, Конституций и Уставов субъектов РФ.

Во-вторых, знание основ конституционного строя позволит каждому гражданину давать верную оценку законам, иным правовым актам, которые принимаются в России, давать юридически правильную оценку действиям органов государственной власти и управления, местного самоуправления, должностных лиц и отдельных граждан. Знание и понимание принципов поможет отличить произвол от правомерных действий. Ибо законы создаются не для юристов, их должны знать, понимать и ими руководствоваться все граждане страны.

В-третьих, знание и глубокое понимание гражданами основ конституционного строя позволит в тех случаях, когда в действующих законах и других нормативно-правовых актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции РФ, гражданин вправе реализовать свои права, руководствуясь Конституцией, так как Конституция РФ — прямого действия и имеет возможность прибегнуть к защите суда, Конституционного Суда и даже Международного Трибунала.

Без знания и понимания основ конституционного строя затруднительно отстаивать свои права и свободы. Поэтому первая глава Конституции Российской Федерации имеет большое практическое значение не только и может быть не столько для профессиональных юристов и государственных чиновников, сколько для каждого гражданина Российской Федерации. Недобросовестный государственный деятель, недобросовестный юрист предпочли бы, чтобы граждане России не знали и не понимали основ конституционного строя, их принципов.